Формирование словообразовательной компетенции детей младшего дошкольного возраста

Ольга Голубева
Формирование словообразовательной компетенции детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется увеличению, обогащению словаря в процессе расширения знаний и представлений об окружающем.

Нужно позаботиться о том, чтобы в словарном запасе ребёнка было достаточное количество разнообразных слов – и имён существительных, и глаголов, и прилагательных, и наречий. Только при этом условии ребёнок сможет подбирать для построения связных высказываний наиболее нужные и точные слова для выражения своих мыслей.

Один из самых эффективных и быстрых способов обогащение словарного запаса детей – это способ словообразования, то есть способ образования от одного исходного слова множества однокоренных родственных слов. Эти вновь образованные слова могут относиться к разным частям речи, благодаря чему ребёнок сразу «приобретает» большое количество новых для него слов. Лёгкость же овладения этим способом обогащения словаря объясняется тем, что новые слова от совершенно разных по смысловому значению исходных слов образуются при помощи одних и тех же сравнительно немногочисленных приставок и суффиксов. Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (строить – строитель, префиксальный (считать – пересчитывать, смешанный _застольный; разбежаться).

Возьмём для примера разные по смыслу глаголы, обозначающие различные способы передвижения, и будем образовывать от них новые слова, относящиеся к разным частям речи.

Ходить Приходить Переходить

Бегать Прибегать Перебегать

Летать Прилетать Перелетать

Переход Проходящий Проходя

Перебежка Пробегающий Пробегая

Перелёт Пролетающий Пролетая

Возьмём несколько прилагательных и образуем от них новые слова при помощи одних и тех же суффиксов.

Белый Беленький Беловатый

Жёлтый Жёлтенький Желтоватый

Теплый Тёпленький Тепловатый

Старый Старенький Староватый

Белеющий Белея

Желтеющий Желтея

Теплеющий Теплея

Стареющий Старея

Возьмём к примеру существительное трава. Образуем ряд новых слов, относящихся к разным частям речи: трава, травка, травушка, травинка, травинушка, травяной, травянистый, затравенеть, травник, травница.

При работе над словообразованием самым важным является следующее: ребёнок должен усвоить общую закономерность, то есть однотипность, образования новых слов от разных корней. Для этого нужно поупражнять его в словообразовании, помогая на первых порах наводящими вопросами.

Например, можно попросить ребёнка образовать родственные слова от слова снег. Если он затрудняется это сделать, то нужно задать ему примерно такие вопросы:

- А как снег назвать ласково? (Снежок).

- Как называется только одна маленькая частичка снега? (Снежинка).

- Какие крепости дети строят из снега? (Снежные).

- Во что играют дети зимой? (В снежки).

- А кого лепят они из снега? (Снеговика).

- Кто к нам приходит в Новый год вместе с Дедом Морозом? (Снегурочка).

Приведёт ещё один пример подобной работы с ребёнком. Попросим его образовать родственные слова от слова зелень. В случае затруднений здесь тоже можно задать ему наводящие вопросы, например:

- Какого цвета листья на деревьях? (Зелёного).

- А как зелёные листья можно назвать ласково? (Зелёненькие).

- А если они не совсем зелёные, то как можно о них сказать? (Зеленоватые).

Принцип аналогичности (похожести) образования самых разных слов проще всего довести до сознания ребёнка при работе с разными по смыслу словами.

Пример беседы с ребёнком.

• Когда человек ходит пешком, то он домой приходит (образец, даваемый взрослым). Исходное слово (глагол) и приставка (при-) обязательно выделяются голосом. В задаваемых далее вопросах голосом подчёркиваются глаголы, чтобы ребёнок почувствовал прямую связь между глаголом, содержащимся в вопросе, и тем глаголом, которым ему предстоит закончить предложение (если бежит – то прибегает, если летит – то прилетает и т. д.)

• А если мальчик бежит бегом, то он домой… (прибегает).

Здесь и далее после слова «домой» голос повышается, что говорит о незаконченности каждого из предложений и о «приглашении» ребёнка их продолжить.

• А если человек едет на поезде, то он домой… (приезжает).

• Если он плывёт на лодке, то он домой… (приплывает).

• Если птица летит, то она «домой», в своё гнездо… (прилетает).

• Если уж ползёт, то он к себе «домой», в свою нору… (приползает).

Аналогичным образом те же самые глаголы «работают» и с другими приставками (в-, у-, вы-, за-, пере-, про-). Их тоже нужно прорабатывать с ребёнком.

Подобным же образом работа над словообразованием проводится и во всех других случаях. При этом можно не сомневаться в том, что после буквально нескольких таких «подсказывающих» упражнений ребёнок схватывает общий принцип образования новых слов и в дальнейшем уже самостоятельно начинает давать правильные ответы. При ещё возможных отдельных затруднениях взрослый также оказывает ему помощь путём наводящих вопросов.

В итоге всей описанной здесь работе запас слов у ребёнка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.

Используемая литература:

1. Программа «Истоки», под редакцией Л. А. Парамоновой.

2. «Воспитание связной речи у детей», Л. Г. Парамонова.

3. «Развитие речи детей 3 – 4 лет», О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Публикации по теме:

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

Речевые ситуации. Игры на развитие понимания смысловой стороны слова Игры на развитие понимания смысловой стороны слова помогают узнавать детям значения новых слов - разных частей речи - глаголов, существительных.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки
  • Домашние животные
Автор публикации:
Формирование словообразовательной компетенции детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 12:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»
В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный, золотой и...
Творческая работа по конструированию в старшей группе «Букет для мамы» с...
Творческая работа по конструированию в старшей группе "Букет для мамы"". ( с использованием ватных дисков. Задачи 1. Совершенствовать умение работать по...
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан»
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан» Цель: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной...
Фотоотчет «Подарок маме детскими руками. Аппликация из комочков бумаги»
. Уважаемые коллеги! В предверии праздника "День матери" дети старшей группы изготовили поздравительные открытки для мам "Цветик - Семицветик" По сценарию...
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Осеннее дерево»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие, проведённое мною, по технологии "Нетрадиционное рисование" во второй младшей группе....