Папки-передвижки

Формирование теории дошкольного образования в 50-х ‒ первой половине 80-х годов XX века

Ольга Романова
Формирование теории дошкольного образования в 50-х ‒ первой половине 80-х годов XX века

Рассматривая процесс дошкольного образования в России особое внимание заслуживает его новейшая история, к которой относится период второй половины 20 века. В этот временной отрезок произошел поиск и обновление путей развития дошкольного образования, что привело к насыщенному развитию теории дошкольного образования и значительному изменению теоретических основ.

Этот период имеет несколько этапов развития, которые будут рассмотрены в последующих параграфах.

Публикация «Формирование теории дошкольного образования в 50-х ‒ первой половине 80-х годов XX века» размещена в разделах

Первый период, Богуславская Т. Н., назвала общетеоретическим. Сроки первого периода : до середины 80-х годов 20 века.

Данный период характеризуется формированием теоретической основы дошкольного воспитания, программно-методическим оформлением содержания дошкольного образования [1].

В методологической основе первого период лежат базовые теории Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Запорожцем А. В., Элькониным Д. Б. которые были сформулированы в 1950-е 70-е гг. 20 века.

Вклад Запорожца А. В. в область дошкольного образования заключается в том, что он затронул проблему управления содержанием дошкольного образования в зависимости от определенного возрастного периода. Запорожец А. В. основывается на утверждении того, что периоды дошкольного детства обладают качественным своеобразием и несут непреходящую ценность. Дошкольное детство – период уникальных возможностей, развития психических процессов и качеств личности человека. Главная идея трудов Запорожца А. В. относительного дошкольного образования - идея амплификации, т. е. обогащение развития психики и личности дошкольника посредством специально организованной системы обучения и воспитания [3].

Эльконин Д. Б. сформулировал концептуальные подходы развития теории дошкольного образования. Можно выделить три главные установки:

• созидательность жизни ребенка в отличие от ее адаптивности;

• принципиальная общественность в отличие от наличной социальности;

формы детской жизни представляются становящимися, переходными, развивающимися.

Эльконин Д. Б. уделял внимание процессу развитию детей дошкольного возраста, но не как объект исследования, а как способ изучения какого-либо психического явления. В экспериментальном исследовании данного вопроса Эльконин Д. Б. основывался на идею Выготского Л. С., смысл которой заключается в том, что обучение детей должно идти впереди их развития, а развитие в форме обучения основной фактор деятельности педагога [6].

Область научных интересов Венгера Л. А. лежала в изучении развития образных форм познания и творчества, которые характерны для детей дошкольного возраста. Также он рассматривал то, как именно резервы для усвоения содержания дошкольного образования используются.

Венгер Л. А. разработал теорию развития восприятия ребенка; целостную система сенсорного воспитания дошкольников; теорию и практику развития общих умственных способностей детей дошкольного возраста, которая в дальнейшем приобрела статус естественной основы для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном возрасте [2].

Поддъяков Н. Н. разработал подход к трактованию процесса развития творчества дошкольников, особенностей творческого усвоения детьми дошкольного возраста знаний как универсальных средств передачи и закрепления содержания дошкольного образования, а усвоение дошкольником ЗУН, правил и норм поведения изучалось как специально организованный творческий процесс, который приводит к освоению дошкольниками усложняющегося содержания [5].

Лисина М. И. выделила способы овладения детьми дошкольного возраста содержания образования в процессе общения, ею была определена роль коммуникации в формировании познавательной активности дошкольников. Лисина М. И. благодаря своим исследованиям смогла выделить не только частные знания, представления ребенка дошкольного возраста о своих возможностях и способностях, которые составляют его образ себя, но и центральное, основное образование, через которое преломляются все частные представления ребенка о себе, и где содержится непосредственное переживание дошкольником себя как личностью [4].

Список использованных источников

1. Богуславская Т. Н. Развитие теоретических основ содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 80-х гг. XX - начала XXI века : дис. … канд. пед. наук / Татьяна Николаевна Богуславская. – М., 2009. – 270 с.

2. Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : Педагогика, 1986. С. 5-18.

3. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды. В 2-х томах / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Т. 1. М. : Педагогика, 1986.

4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 318 с.

5. Поддъяков Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М. : Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1998.

6. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). М. : Тривола, 1995.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование теории дошкольного образования в 50-х ‒ первой половине 80-х годов XX века
Опубликовано: 30 октября 2014 в 11:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД