Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

татьяна карпова
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Карпова Татьяна Иннокентьевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 170»

город Оренбург

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают в более гармоничное состояние.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте интересы старших дошкольников выходят за пределы непосредственно воспринимаемого мира и направлены на особенности другого человека, его характерные черты, действия.

К концу дошкольного периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека; смотреть на происходящее с позиций других, понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата своего действия.

Осуществляя работу по формированию толерантности у детей дошкольного возраста, можно выделить следующие задачи:

формировать представления о человечестве, как семье на планете Земля, уважение к разным национальным культурам;

– знакомить с другими странами и народами;

формировать интерес к жизни других народов, желание жить в мире;

– воспитывать культуру толерантности.

Работа по реализации этих задач строится поэтапно.

На первом этапе работы была изучена литература по проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, определены принципы отбора содержания и своеобразие структуры педагогического процесса, выявлены особенности средств и методов формирования толерантности. Все это помогло создать систему работы по формированию толерантности, которая реализуется по 4 направлениям:

- Организованная деятельность воспитателя с детьми (НОД)

- Самостоятельная деятельность детей

- В ходе режимных моментов

- Работа с родителями

Эта система работы под общим названием «Мы разные, но мы вместе» знакомит детей с культурой и обычаями народов других стран, (особенно – земляков земли Оренбургской, помогает познать себя и других людей, формирует умения дружить, находить правильный выход из трудных ситуаций в общении, формирует чувства сопереживания, сочувствия к людям, дает знания о правах человека.

В системе выделены следующие принципы:

1. Содействие взаимопониманию и дружбе между народами в соответствии с п. 1,2 статьи 26 Декларации прав человека.

2. Представление возможности познания себя, как человека.

3. Совпадение интересов с общечеловеческими.

4. Доступность.

В построении педагогического процесса были установлены основные положения:

– опора на общечеловеческое начало;

– учет детского развития;

– чувство свободного выбора деятельности;

– соединение эмоционально-оценочного, когнитивного, деятельностного компонентов развития в деятельности;

– применение полученных знаний и выражение своего отношения в играх, рисовании, лепке и других видах деятельности.

На втором этапе - началась работа по реализации данной системы, где использовались различные формы:

– беседы, наблюдения, рассказы детей, отдыхавших в других странах;

– праздники, развлечения «Мы дети одной планеты Земля», «Мы разные, но мы вместе»;

– сюжетно-ролевые игры с использованием национальных костюмов;

– русские народные игры, игры народов мира, своих земляков разных национальностей «Оренбургская мозаика национальных подвижных игр»;

– проведение русских народных праздников – Масленица, Жаворонки, Колядки и др. ;

– игры – занятия, сочинение сказок и историй самими детьми;

– трудовые поручения (трудовые десанты, акции «Сделаем чище планету»;

– создание мини-музея «Русская тряпичная кукла»;

– создание познавательно-исследовательских проектов «Кукла в национальном костюме» и «Жилища народов мира»;

– посещение городского комплекса «Оренбургская национальная деревня», музея «Славянский базар».

Для повышения познавательной активности детей использовались следующие приемы и методы обучения:

– упражнения детей в элементарном анализе и сравнении предметов (дома теплых и холодных стран; одежда для различного климата и т. д.);

– постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;

– наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;

– создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя, использование сюрпризных моментов;

– игры – диалоги, чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в обществе, прослушивание музыкальных произведений композиторов разных стран мира, просмотр мультфильмов.

Реализация данной системы способствовала обогащению предметно-развивающей среды.

е можно оформить уголок «Наша Родина Россия», сшить «Ковер Дружбы», составить картотеку игр народов мира, пополнить картотеку мультфильмов народов России из серии «Гора самоцветов», смастерить кукол в национальных костюмах, сшить на детей национальные костюмы своих земляков, пополнить дидактические игры и пособия по теме проблемы. Все это позволит сформировать у детей умение управлять своим эмоциональным состоянием, рассказывать о своих чувствах и переживаниях, познакомит с культурой народов мира, играми сверстников из других стран.

Сильное впечатление оказывает чтение художественной литературы, оно способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети живо и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Поэтому можно организовать библиотечку сказок народов мира.

Особое место как средству формирования толерантности отводилось общению, т. к. оно лучше всего выполняет задачи корректировки воспитания чувств и отношений в совместных играх, занятиях, трудовых поручениях.

Для мотивации детей можно поселить в группе куклу - негритенка Джона,

который будет принимать активное участие в жизни детей, и на занятиях и в путешествиях в другие страны, узнавать культуру, игры, кухню народов мира, традиции и обычаи своих земляков разных национальностей и т. п.

Для того, чтобы процесс формирования толерантности носил комплексный характер и способствовал развитию интеллекта, чувств нравственных основ личности, в работе использовались различные методы стимуляции познавательной активности детей. Тогда дети находятся в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы и применяют свои знания в разных видах деятельности.

Не надо забывать, что главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что в детские годы закладывается семьей, будет прочным фундаментом для дальнейшей жизни, поэтому работа должна проводиться в тесном контакте с родителями. Совместно с родителями можно проводить праздники «Хоровод друзей», «Наша разноцветная планета», «Дружат дети на планете», привлекать родителей к оформлению мини-музеев, вместе создавать проекты, показывать мастер-классы по изготовлению кукол в национальных костюмах. Вместе организовывать различные экскурсии в музеи и на выставки, в театры и т. д. Можно провести анкетирование с родителями «Толерантны ли вы, родительское собрание «Поговорим о толерантности».

В результате проведенной работы у детей изменятся взаимоотношения внутри детского коллектива, в общении со взрослыми. Они станут проявлять больше терпения, будут более внимательнее и добрее к окружающим людям, смогут выражать свое мнение, уважая мнение других, будут стремиться находить выход из конфликтной ситуации мирным путем. Дошкольники расширят свои знания о мире людей, сформируется адекватная оценка людей другой национальности в зависимости от их нравственных качеств, а не особенностей внешности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ашикова, С. Прикоснись ко мне добротой /С. Ашикова//Дошкольное воспитание. 2003 .№2

Вульфов,Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства /Б. З. Вульфов // Внешкольник. 2002. № 6

Декларация принципов толерантности. (Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной Конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.)

Смирнова,Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений /Е. Смирнова// Дошкольное воспитание. 2003.№ 9

Исполнитель:

Карпова Татьяна Иннокентьевна

тел. моб. 8-912-341-95-65

Публикации по теме:

Проект «Парус надежды» Проект «Парус надежды». В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в.

Толерантность, или как воспитывать детей в многонациональном государстве Консультации для воспитателей ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 19:09
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...