Получи документы

Формирование толерантности в общении

Алла Шевчук
Формирование толерантности в общении

Формирование толерантности в общении.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Публикация «Формирование толерантности в общении» размещена в разделах

Школа - это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети, приобретается жизненный опыт, воспитывается характер, воля, трудолюбие и личностные качества, формируется система ценностей. Учитель, ученики и родители включаются в широкий диапазон отношений, воспитательных и учебных ситуаций, которые с определённой периодичностью перерастают в конфликт. Споры, склоки, драки и сквернословие является неотъемлемой частью школьной повседневности. Не всегда удаётся разрешать конфликтные ситуации при помощи администрации школы и педагогов.

Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.

Понимание толерантности с идеями Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО :Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.

Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формирование на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Говоря о толерантности можно выделить следующие функции.

Мирообеспечивающая: определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению кразличного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

Регулирующая: позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

Психологическая: служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание.

Воспитательная: обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию;

Коммуникативная: развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения

Культуросохраняющая: обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества

Креативная: обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.

Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.

Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т. д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.

Возраст 10-16 лет (подростковый период) характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество, поэтому в содержание воспитательной системы должны быть включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а так же осмысления себя в «культурном ландшафте».

Важным моментом подросткового возраста является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании воспитательной работы весомое место занимают проблемы коммуникации.

- Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.

- Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться интересные люди.

- Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие семьи в организации и в проведении многих предлагаемых формах воспитательной работы.

С целью целенаправленного формирования толерантности выделяются подходы к воспитанию толерантности :

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

-Признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

-Признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

-Опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я - концепцию» партнера;

Индивидуальный подход.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ:

-Опора на активность, сознательность и самостоятельность;

-Ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребёнка;

-Обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и её компонентов;

-Построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

В работе можно реализовать следующие формы воспитательной деятельности: Информационно-познавательные часы;Беседы;Дискуссии;Игровые тренинги;Коммуникативные тренинги;Праздники ;Игровые и конкурсные программы;Викторины; Выставки; Познавательные игры;Акции

- так же используются следующие методы воспитания:Пример;Поощрение;Создание социальных проб;Убеждение (самоубеждение);Внушение (самовнушение);Игровые методы;Требование;Метод саморегулирования;Метод воспитывающих ситуаций;Метод соревнования;Метод анализа деятельности и общения ребенка;Поручения

Одним из эффективных инструментов вторичной профилактики является Школьная служба примирения. Данная служба встраивается в структуру школы в качестве органа ученического самоуправления. Есть устав службы примирения, положение о щкольной службе примирения. Команда медиаторов - ровесников осуществляет свою деятельность под руководством взрослых кураторов. Куратором может быть педагог, который так же. как и школьники, прошел обучение медиации, принимал участие в других тренингах. Владеет навыками конфликтологии. обладает авторитетом как среди педагогов, так и среди школьников, так же существует группа поддержки ШСП (школьники, которые проходят начальную стадию обучения) : рекламируют ШСП, создают имидж ШСП, пишут статьи в школьную стенгазету.

Целью ШСП является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. В чём преимущество ШСП? 1. Сверстники обычно лучше взрослых знают свой подростковый мир и ведут переговоры на «одном языке», нередко только им понятном.

2. Конфликтующие больше доверяют ровеснику, чем администрации, а ведущий строго соблюдает конфиденциальность всего процесса.

наши медиаторы в 2013-2014 уч. г. прошли обучение в школе волонтеров г. Мурманске в центре дополнительного образования "Лапландия", куда входило выполнение конкурсных заданий.

По итогом мы заняли 1 место за конкурс эмлемы; 2 место за занятие с элементами тренинга" толерантное общение среди сверстников. " Цель было : формирование у обучающихся установки на толерантное поведение. Ставились Задачи:1. Обучающая: - Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;-Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека. 2. Воспитательная: -воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;-воспитывать внимательное отношение к себе и другим. 3. Развивающая: развивать навыки рефлексии;развивать способность осознавать свои чувства;развивать навыки саморегуляции;развивать коммуникативные навыки. Занятие проводилось в 6 классе, так как по всем параметрам был Интолерантный : наблюдались осуждения. критика; обзывание; игнорирование;неумение слушать друг друга.

По результатам работы у учащихся класса сформировано понятие оПризнании – способности видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другого мышления, других форм поведения Принятии – положительном отношении к отличиям. Понимании – умении видеть другого изнутри, способности взглянуть на его мир с двух точек зрения: своей собственной и его.

Прогнозируемые результаты:- Результатом деятельности школьной службы примирения является складывание новой традиции взаимодействия между людьми. - Статистика подтверждает, что более 80% конфликтных ситуаций могут быть благополучно разрешены при помощи техник медиации.

Публикации по теме:

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с играми и игрушками народов стран мира. Н. В. Лебедева, Д. Е. Макушкина,.

Картотека игр для детей с трудностями в общении Картотека игр для детей с трудностями в общении. ИГРА «КЛУБОЧЕК» Цель: повышение уверенности ребенка, снижение чувства одиночества. Ход.

Комплекс мероприятий с ребенком (детьми) с трудностями в общении Детям в любом возрасте, в особенности раннем, необходима помощь со стороны взрослых, поэтому первоначальная задача воспитателя и родителей.

Консультация для родителей «Музыка в общении с ребенком» Консультация для родителей «Музыка в общении с ребенком» Часто родители задают вопрос:- Когда начинать музыкальное воспитание ребенка?.

Культурная практика по духовно-нравственному воспитанию в межвозрастном общении «В мир сказки» МБДОУ № 87 «Детский сад компенсирующего вида» Культурная практика по духовно – нравственному воспитанию в межвозрастном общении.

Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Толерантность в педагогическом общении» Цель :познакомить с понятиями: толерантность, толерантность в педагогическом общении, коммуникативная толерантность. Раскрыть основные аспекты.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Методики для исследования трудностей в общении у детей. В статье указаны цели методики и необходимый стимульный материал. Подборка методик для исследования детей, имеющих трудности в общении Методика «Лесенка» Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн В. Г. Щур.

Неделя толерантности в детском садуНеделя толерантности в детском саду План мероприятий ко Дню ТОЛЕРАНТНОСТИ № Дата Название мероприятия (краткое содержание) Участники ответственные 1. 16 ноября, понедельник.

Статья «Воспитание межнациональной толерантности» В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантности в общении
Опубликовано: 24 октября 2016 в 20:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД