Папки-передвижки

Формирование творческой личности у детей 5–6 лет в процессе ознакомления с природой родного края.

Елена Коробейникова
Формирование творческой личности у детей 5–6 лет в процессе ознакомления с природой родного края.

Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что взрослые стараются уже в раннем детстве обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы уже выросшие дети смогли достичь желаемого. Однако кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы, или возможность самореализоваться в каком – либо виде творчества? Самый благоприятный период для развития творчества – это именно дошкольный возраст. Поэтому, задача педагога – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека, развивать способности к творчеству (креативность, формировать творческую личность.

Публикация «Формирование творческой личности у детей 5–6 лет в процессе ознакомления с природой родного края,» размещена в разделах

Формирование творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала.

Ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. И пробудить у него интерес к природе, ее красоте можно не только путем наблюдений, но и через прекрасный мир изобразительного искусства. Чудесные пейзажи природы привлекают детей, побуждая к фантазированию, творческим импровизациям, желанию творить.

Природа предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. И эти впечатления от просмотра картин, прогулок по лесу, непосредственных наблюдений жизни природы ребята могут отражать в живописно – творческих работах. Развитие творческого потенциала, способности детей, создание максимально комфортных условий для креативности детей – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.

Творчество – не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью.

В настоящее время появилось не мало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется в основном на познавательных аспектах развития. Поэтому, на мой взгляд, и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны и практической их развития - с другой.

На что же направить детское восприятие? Как вызвать интерес к познанию окружающей действительности и желание выразить это в рисунке? Как показывают современные исследования, детское рисование связано с чувственным познанием действительности,прежде всего со зрительными образами. Выбор педагогических средств напрашивается сам - это и удивительная природа Белогорья, и произведения художников, которыми богат наш край. Именно природа и искусство способствуют углублению жизненных впечатлений. Природа предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. И эти впечатления от просмотра картин, прогулок по лесу, непосредственных наблюдений жизни природы ребята могут отражать в живописно – творческих работах.

Свою работу с детьми старшей группы я построила таким образом, чтобы “открыть глаза” на видимый ими мир, пробудить у детей отзывчивость к родной природе, максимально раскрыть творческий потенциал ребенка, его наблюдательность, фантазию и воображение. Ребенок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”. Неотъемлемой составляющей моих занятий было созерцание картин природы – пейзажей, объектов реального мира. Предметом наблюдений были наблюдения за природой родного края в разные сезоны (целевая прогулка на цветущий луг “Среди красок природы”, урок – любование ”Осень золотая” и др.). В ходе таких наблюдений у детей расширились представления о природе родного края, сформировались наблюдательность, умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной природы.

Результатом таких наблюдений явилось желание детей “одушевить” своей фантазией неодушевленный мир. Проявляя творчество, дети создали сказочный лес, где деревья ”любуются дождиком”, “умываются дождем”, “грустят и веселятся”.

Познакомив детей с природой родного края, активизировав внимание на ее красоте и неповторимости, я создавала условия для развития детского творчества, воображения. Осуществляя эту задачу, я учила детей одухотворять (очеловечивать) “живую” и ”неживую” природу, создавая ситуации образных сравнений, при которых максимально раскрываются креативные возможности ребенка (игра – фантазирование ”отражение”, пантомима ”Мы одно дерево”, дидактические игры, драматизация песни ”Чудак - судак” и др.)

В ходе такой работы дети с удовольствием превращались в деревья, цветы, зверей. Они, как люди, были разные: большие и маленькие, худые и толстые, они могли печалиться и радоваться, разговаривать на своем языке. Пантомимика позволяет обыгрывать образ мимикой, движениями рук, ног, корпуса, головы, тем самым развивает воображение детей.

Для того, чтобы занятия проходили интересно, я сама изготовляла наглядные пособия, рисунки, фотографии (слайд-фильм “Цветы”, ”С высоты гор”, ”Птицы”, ”Зимушка-зима, как ты хороша”). Показывая на занятиях свои работы, я делилась с детьми чувствами, которые сама испытывала во время съемки, направляя внимание ребят на восприятие как обычных, так и редко встречающихся, малозаметных объектах. Это позволило мне выстроить занятия таким образом, чтобы обыденный мир предстал перед ребенком удивительным и необычным.

Приобщая ребят к природному миру родного края, одной из главных задач стояла задача развития детского творчества, воображения. На мой взгляд, в каждом ребенке заложены творческие способности. Поэтому главная цель педагога состоит в том, чтобы дети не утрачивали их, а развивались как личности умелые, творческие. Задачи развития детского творчества я решила в ходе занятий по ИЗО. Темы таких занятий-фантазирований: “Чудо-цветок”, ”Разноцветные горы”, ”Сказочная птица” и др. Природа родного края кажется человеку самой красивой. Богатство форм и красок дает толчок развитию творчества. Для наблюдений необходимо использовать любой удобный случай, обращая внимание детей даже на незначительные изменения в природе. И если мы хотим, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным, мы должны четко представлять,что его окружение и деятельность также должны быть в состоянии гармонии. Предназначение педагога и состоит в том, чтобы научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Наблюдения в природе, экскурсии в музеи и на выставки активно способствуют этому. Вглядываясь, прислушиваясь, размышляя, дети учатся понимать,чувствовать, творить, любить.

Публикации по теме:

Проект «Люби и береги природу родного края» Слайд №1. У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема.

Развивающий коврик для детейРазвивающий коврик для детей Доброго Всем дня! Хочу показать наш развивающий коврик. Над его созданием мы потрудились лет пятнадцать назад. Он стойко перенёс всё тяготы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческой личности у детей 5–6 лет в процессе ознакомления с природой родного края.
Опубликовано: 5 марта 2013 в 19:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД