МААМ-картинки

Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице через проектный метод

Светлана Ивановна Колесникова
Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице через проектный метод

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод

Колесникова Светлана Ивановна

МБДОУ детский сад №10 «Светлячок»-

Центр развития ребенка

г. Старый Оскол

Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице через проектный метод» размещена в разделах

Ежедневно в нашей стране происходят около тысячи ДТП, в которых погибают до ста тысяч человек, около тысячи получают ранения и увечия. Почти 40% пострадавших дети, и эта цифра из года в год растет. Улица прочно занимает первое место среди печальной статистики детского дорожно-транспортного травматизма. Мы много даём детям теоретических знаний, а как до практического применения теории дело доходит – так все знания мгновенно улетучиваются. А практики нашим детям и не хватает. [1,стр5] Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада.

Проблему обучения дошкольников навыкам безопасного поведения считаю актуальной, в связи с современными условиями интенсивно развивающейся транспортной среды, высокими статистическими данными о ДТП с участием детей. Профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. И всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, навыкам безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.

По данной проблеме в отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В., Саулиной Т. Ф., Черепановой C.H., О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др. Изучив и проанализировав труды следующих авторов: Саулиной Т. Ф., Черепановой C.H., Даниловой Т., Баряевой Л. Б., я определила их основой моей практической деятельностиПроектная деятельность одно из ведущих и эффективных направлений в современной действительности. Работая с детьми в пределах проекта, мы формируем умение самостоятельно получать знания и практически применять их в жизни. [12,стр. 23]

Цель опыта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

- формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидение опасных ситуаций.

-закреплять знания детей о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно–транспортном процессе

Длительность работы над опытом

Исследование рассчитано на три года, с 2009года по 2012 год.

1 этап. Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы,

сбор информации по проблеме, диагностика, анкетирование.

2 этап. Практический. В единой системе проводились непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.

3 этап. Аналитико-обобщающий. Подводился итог работы с детьми по

проблеме, обобщался опыт.

Мною была определена основная идея моей исследовательской деятельности: сформировать навык безопасного поведения на улице с помощью метода проекта.

Новизна педагогического опыта заключается в разработке проекта «Самая безопасная дорога», через который осуществляется процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улице, на основе интеграции всех образовательных областей. Свою работу в данном опыте я не выделяю как самостоятельный раздел. Задачи формирования представлений о правилах дорожного движения решаются комплексно со всеми разделами программы.

Для достижения цели я использовала многообразие форм, методов и приемов работы с детьми. Согласно Федеральным Государственным требованиям образовательную деятельность по данной теме я осуществляла в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Мною были определены следующие принципы, которые легли основу идеи опыта:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип систематичности и последовательности.

3. Принцип доступности.

4. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

5. Принцип прочности.

Также я широко использовала принцип интеграции. Например, в образовательной области "Чтение художественной литературы" – я активно использовала самые разные художественные произведения (стихи, рассказы, сказки и т. д.) для формирования основ безопасности на дорогах. В книжных уголках регулярно оформляются выставки детской литературе по этой тематике. Или, например: ОО "Коммуникация" - через развитие свободного общения со взрослыми и детьми идет процесс освоения способов безопасного поведения на дорогах, способов оказания самопомощи и помощи другому, правил поведения в каких-либо опасных ситуациях, которые могут возникнуть на дороге по вине пешехода или водителя и др.

Свою деятельность по формированию детей правилам безопасного поведения я начала со среднего возраста и проводила по принципу «от простого к сложному». Совместно с родителями и детьми мы разработали проект «Самая безопасная дорога», который был направлен на достижение поставленной цели.

На первом этапе мы вместе с детьми и родителями изготовляли дорожные знаки, пополняли предметно-игровую развивающую среду. Занимались созданием эскизов одежды для регулировщика, играли в Сюжетно-ролевые игры: «Механики», «Водители и пешеходы», «Дорожное движение», рассматривали плакаты по безопасности дорожного движения, что позволило систематизировать знаний детей и их родителей по правилам дорожного движения. Важно было сделать ознакомление детей правилам безопасного поведения на улицах и в транспорте увлекательным и эффективным, для этого я старалась использовать игровые приёмы, создавала проблемную ситуацию.

Для закрепления знаний и практической отработки навыков, проводила игры-тренинги «Мы пешеходы», «Ловкий пешеход». Для этого на площадке или в группе обозначаем проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок осуществляет переход по правилам, остальные дети наблюдают и оценивают его действия.

На втором этапе была разработана игра-экспериментирование-«Фантастический город» - с архитектурными объектами, моделирование. Она активизировала творческого мышления, способствовала развитию сотрудничества в игре, воспитывает у детей интерес к родному городу, развивала конструктивные способности.

Знакомство дошкольников со знаками дорожного движения помогает детям овладевать знаково-символическими средствами общения в виде пиктограмм. Для закрепления навыка самостоятельных действий на основе использования полученных знаний о правилах дорожного движения, самостоятельную ориентировку в системе предлагаемых знаков я проводила следующие упражнения: выкладывала перед детьми пиктограмму с изображением знака «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», картинку «Автомобиль», «Железнодорожные рельсы» и говорю: «Перед железной дорогой стоит знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Автомобиль остановился перед этим знаком». Дети должны разложить картинки и пиктограмму в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.

Необходимо было донести до сознания детей понимание опасности, которую представляет собой автомобиль, дорога. Поэтому во время наблюдений и экскурсий выявляли:

- свойства объектов и отношений, существующих в реальном пространстве.

-временные ориентиры в естественных условиях улицы, соответствую-

щих тому или иному времени года, части суток и особенности движе-

ния транспорта и пешеходов по дороге в различные временные периоды. Теоретические знания дети отражали в практических работах – рисунках, моделировании улицы.

Для проверки и закрепления знаний, отработки практических навыков в группе созданы необходимые условия: подобрана картотека подвижных и дидактических игр, имеются настольные игры, набор дорожных знаков, шапочки, фартуки с изображением различных транспортных средств, макет улицы, светофора.

С целью эффективности работы в непосредственно образовательной деятельности использую технические средства обучения: DVD, магнитофон, детские комплекты дисков: «Правила безопасности для малышей».

Чтобы навыки и знания были прочными, они должны закрепляться не только в детском саду, но и дома с родителями Для этого разработала следующие консультации: «Безопасный пешеход начинается с детства», «Жизнь ребёнка в наших руках» и др., свои рекомендации помещала в ежеквартальную газету «Светофорик». Также в работе с родителями проводила родительские собрания, семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного города», организовала работу детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено», что способствовала закреплению знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей.

Работая по теме «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод» с использованием проекта

«Самая безопасная дорога» по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения значительно повышает уровень сформированности у детей навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте. Он поставил каждого ребенка в позицию активного участника.

После завершения проекта дети умеют :

-Безопасно ориентироваться в пределах близлежащего микрорайона.

-Соблюдать правила дорожного движения

-Самостоятельно приводить исследования и анализировать полученные результаты

-Дети узнали алгоритм перехода проезжей части улицы.

детей сформированы представления об опасности, которую представляет автомобиль.

-Дети научились самостоятельно выбирать способ перехода проезжей

части дороги, различают пешеходные переходы (наземный, подземный, над-

земный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорож-

ного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки.

Таким образом, итоги наблюдений, осуществлённых в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы.

Проведённая мною работа поможет будущим школьникам своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения, чувствовать себя на улице и дорогах уверенно и безопасно.

Опыт по теме «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод» был обобщен на совете педагогов МБДОУ д/с №10 «Светлячок» №4 от 12 февраля 2013 года

Список литературы:

1. АвдееваН. Н. Князева Н. Л, Стеркина Р. Б Безопасность//-СПб. :Детство- Пресс,2002

2. Виноградова Н. Ф. Безопасность на дорогах. //М. Просвещение, 2007.

3. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. // Санкт-Петербург. Детство-Пресс,2008 .

4. Дошкольное воспитание. №3,2009.

5. ИзвековаН. А. Правила дорожного движения для детей. // Волгоград. «Корифей»,2008.

6. Клименко В. Р. Обучайте детей правилам дорожного движения. //.Москва, 1999.

7. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. //.М. Сфера, 2008.

8. КозловаА. В. Работа с семьей. // М. Сфера,2005.

9. Маркин Н. М. Спасибо светофор. // М. Этнас-класс,2007.

10. Маркин Н. М. Пешеходы вездеходы. // М. Этнас-класс,2007.

11. Малыгина Н. В. Удивительные приключения маленького почемучки. // Курск. 1997.

12. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. /Л. Б. Поддубная. -Волгоград. Корифей,2008.

13. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам// -М. :Скрипторий 2003, 2008.

14. Яшина С. В. Я исследую мир// Кинель, 2010

Публикации по теме:

Материал по ПДДМатериал по ПДД Причиной дорожно-транспортных происшествий часто являются сами дети. Приводит к этому элементарное незнание основ безопасного поведения.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице через проектный метод
Опубликовано: 22 марта 2013 в 17:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД