Проект «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»

Лариса Шадьянц
Проект «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»

Фомирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания»

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Дошкольное детство – это период развития ребенка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать героям сказок и мультфильмов. Сочувствие побуждает к помощи другому, будь то плачущий ровесник или хромая собачка.

Актуальность проекта:

Если отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний, то знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Цель проекта:

·        создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

·        изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Целью данной работы является рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы.

Задачи:

формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.

Проектная поэтапная работа по формированию экологического воспитания реализуется по трем направлениям:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Методическое сопровождение.

В ходе исследования мы попытаемся решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание эстетического воспитания дошкольников.

2. Показать суть экологического воспитания дошкольников, формирование норм и правил экологического поведения.

3. Составить комплекс мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников.

4. Показать воспитание любви к природе у дошкольников средствами искусства и, в частности, художественной литературы.

5. Представить план такого занятия.

Формирование экологических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. (Приложение 2).

В основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, направляющих его развитие. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию дошкольников, именно в этом возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей.

В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии по огороду, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, опыты-эксперименты. (Презентация «Яблоки из Жигулёвских садов" представлен в приложении 3). Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Выводы:

Хочется вспомнить слова В. Белинского: Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком и ослом и чем угодно». Поэтому именно от взрослых зависит, какими будут наши дети. Естественно воспитатели хотят, чтобы ребята любили природу, понимали её и берегли. Но мало хотеть, этого, надо добиваться всем нам совместными усилиями.

Я считаю, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.

Литература:

1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. П-1965.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд. 2-е П-1973.

3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. П-1978.

4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети взрослые и мир вокруг. П-1993.

5. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб. -метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.

6. Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд. 3-е. П-1976.

7. Макаровская М. М. Уголок природы в детском саду. П-1989.

8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат. центр «Академия» 1999.

9. Николаева С. Н. Метод пособие к программе «Зеленая тропинка». П-2001.

10. Николаева С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. П-1993.

11. Николаева С. Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез».

12. Саморукова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е П-1973.

13. Шишкина В. А. Прогулки в природу. П-2002.

14. Шиленок Т. «Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольное воспитание, 7-8/1992.

15.http://xreferat.ru/71/(17.10.2013)

16. http://festival.1september.ru(17.10.2013)

17. http://do.gendocs.ru/(17.10.2013)

Публикации по теме:

Наблюдения весной на прогулке в средней группеНаблюдения весной на прогулке в средней группе Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений.

Экологическая тропа на участкеЭкологическая тропа на участке Летом 2013 года на территории нашего района проводился конкурс "Экологическая тропа". Наш детский сад тоже принимал участие в конкурсе. Экологическое.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Проект «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 21:03
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...