Формирование у детей навыков по обеспечению собственной безопасности

Антонина Миронова
Формирование у детей навыков по обеспечению собственной безопасности

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКОГО САДА №7 «СОЛНЫШКО»

ТЕМА

ФОРМИРОВАНИЕ

У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

На протяжении пяти последних лет, я работаю по теме «Формирование у детей навыков по обеспечению чувства собственной безопасности». Я считаю, что сегодня, как никогда ранее, эта проблема является главной в воспитании и обучении детей. Нынешняя экологическая обстановка, нынешние обстоятельства в быту и обществе, социальные и нравственные проблемы практически вынуждают обратить внимание общества, и педагога в частности, на привитие детям знаний, умений навыков по своей безопасности на улице, дома, при контактах с природой, с посторонними людьми.

Цель моей работы:

1. Создание модели поведения детей, обеспечивающей развития личности ребенка, сохранение жизни и укрепление ее здоровья.

2. Разработка плана работы по средней, старшей и подготовительной группам детского сада по ФЧСБ, используя программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, А. В. Стеркиной; элементы программы А. С. Козловой «Я - человек».

Задачи:

1. Создать у детей систему мотивации поведения по формированию навыков по обеспечению собственной безопасности.

2. Создать специальную образовательную план - программу.

3. Определить оптимальный объем знаний по ФЧСБ для усвоения старшими дошкольниками.

4. Определить критерии и показатели уровня овладения детьми основами безопасности жизнедеятельности.

5. Разработать и апробировать модель безопасного поведения детей через личностно ориентированные технологии, оптимально организованный режим дня в воспитании дошкольников по формированию навыков безопасного поведения.

6. Разработать рекомендации для родителей по

воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности в семье.

В 2009-2013гг. -теоретический и параллельный

практический этап моей работы по проекту: «Формирование у детей навыков по обеспечению собственной безопасности».

Сравнительный анализ прогнозируемых и фактических результатов выявил положительную динамику по всем направлениям. За период 2004-2013гг. улучшились качественные показатели развития детей в области безопасности поведения детей. Появился процент высокого уровня, до 84%, знания детей носят обобщенный характер (ребенок не только называет правильно, но и дает характеристику последствий). Дети имеют определенный объем знаний, они умеют объяснять правила, раскрывать их пользу для человека. Низкий уровень снизился на 3%.

Анализ усвоения программы по формированию навыков по обеспечению чувства собственной безопасности:

№ группы годы высокий средний низкий

Мл. гр. 2009-2010 48.8% 47.2% 4%

Ср. гр. 2010-2011 55.1% 40.9% 4%

Ст. гр. 2011-2012 64% 31% 3%

Подг.

гр. 2012-2013 84% 15% 1%

Уровень овладения детьми знаниями и умениями по ФЧСБ (начало и конец года) за 2009 - 2010 гг.

Раздел/

уровень Поведениев природе % Поведение на дороге%

Н. г К. г Н. г К. г

Высокий 20 45 40 50

Средний 35 40 40 40

Низкий 45 15 20 10

Раздел/ Поведение в быту % Личная безопасность % Поведение при

уровень пожаре %

Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г

Высокий 30 50 50 60 10 30

Средний 40 40 40 45 25 30

Низкий 30 10 10 5 65 40

Высокий уровень +17%

Средний уровень +3%

Низкий уровень -14%

В результате анализа сделала вывод, что повышению знаний, умений и навыков по обеспечению собственной безопасности у детей доступную не только занятиями воспитателя и ребенка, но и с работой с родителями. Знания, полученные в доступной форме, на примерах сказочных героев, в игровых ситуациях помогли детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, в парке; научили детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке и будут способствовать дальнейшему обеспечению безопасного здорового образа жизни.

Мною также проводится просветительская работа: групповые и индивидуальные консультации для других воспитателей и родителей; родительские собрания и стенды для родителей. С детьми дополнительная кружковая работа, открытые комплексные занятия для методических объединений района, семинаров районных и областных, в которых включала тему по «Формированию навыков по обеспечению чувства собственной безопасности».

В рамках инновационной деятельности создана группа «Здоровье и безопасность», в которую входят воспитатели, старшая мед. сестра, инструктор по физкультуре, старший воспитатель. Функции группы - исследование факторов риска, реализация здоровьесберегающих технологий в практике воспитателей в детском саду. Признавая безопасность главным компонентом развитие ребенка, разработан комплекс мероприятий (план, конспекты занятий, игры, книги, раскраски и т. д.) по улучшению показателей усвоения навыков по самосохранению.

Согласно данным своего исследования за 4 года высокий уровень навыков по ФЧСБ повысился до 84% +32,5%, средний уровень - 16,2%, низкий уровень - 3%.

за последний пятый год (первый год во второй младшей группе: высокий +17%, средний +3%, низкий -14%).

По работе с родителями выяснилось, что очень мало уделяется внимание детям по привитию навыков пожарной безопасности, поведения в природе (в лесу, парке, на воде). Родители больше уделяли внимания общению с посторонними, правилам дорожного движения. К сожалению, в подавляющем большинстве родители подвержены дурным привычкам (курение, алкоголь). Дети не видят в этом ничего плохого. На родительских собраниях, в частных беседах, на наглядной агитации пришлось доказывать, что дети, как губки впитывают эти привычки. Провела открытые занятия на родительском собрании «Как Черные братья хотели мир завоевать» (о вреде алкоголя, табака на здоровье детей и человека в целом). На этом занятии сделали опыт: посадили семена фасоли и поливали половину водой, половину водкой. Дети на наглядном материале сделали вывод, что алкоголь убивает растение.

Наравне с опытной работой, на занятиях использую сказочные и игровые сюжеты, тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, для дыхания.

Провела несколько разновозрастных занятий по правилам пожарной безопасности. На одно из них были приглашены сотрудники МЧС. Они дали высокую оценку знаниям и умениям детей по поведению при пожаре. Об этом занятии была заметка сотрудников МЧС в районной газете «Луховицкие вести».

План работы по всем возрастным группам по теме «Формирование у детей навыков по обеспечению собственной безопасности» и некоторые разработки занятий приняты для публикации в журнале «Воспитатель ДОУ» на 2009 - 2010 гг.

Для областного семинара заведующих было проведено открытое занятие «Вы запомните друзья, что со мной шутить нельзя». На основе опытов дети получили знания по способам тушения огня, поведение при

пожаре. Очень интересным получилось занятие по правам человека. Дети получили о знания себе, своих правах, о том, как и кому нужно обращаться для своей защиты. На этом занятии также присутствовали заведующие дошкольных учреждений.

На районном методическом объединении в 2013г. поделилась опытом своей работы по теме «Познание окружающего мира и развитие творческих способностей» на занятии «Цветы для Карлсона». На этом занятии была включена часть, знакомящая детей с органами чувств: зрение, обоняние, слух и способами сохранения этих чувств (что полезно и что вредно для глаз, носа, ушей). На занятии были использованы такие эксперименты, как посадка растений, уход за ними, результат ухода за растениями. Одной из целей этого занятия было также вызвать у детей соответствующие эмоции: доброту, душевность, заботливость, щедрость.

Очень интересные занятия провели совместно с музыкальным руководителем: открытые занятия по

драматизации сказки «Аленький цветочек», где до детей доступными средствами интересной сказки была доведена тема: «Красивое может быть опасным, а неприятная внешность не исключает душевной доброты».

Использую и другие специфические виды деятельности: изобразительную, театрализованную,

музыкальную.

Выбранная мною тема: «Воспитание у детей навыков по обеспечению собственной безопасности», включает в себя не только вопросы физического здоровья, безопасного поведения, но и вопросы морали, здоровья духовного. Надо, чтобы ребенок с раннего детства учился любви к себе, к людям и к жизни.

И в конце концов я считаю, что невозможно воспитать ребенка словами без личного примера. Только личный пример порождает в детях искренний интерес и конечный результат будет положительным.

Дальнейшая перспектива моей работы:

1. Распространение авторских наработок по основам безопасности жизнедеятельности детей

дошкольного возраста среди воспитателей Луховицкого района и других интересующихся этой темой и читающих журнал «Воспитатель ДОУ».

2. Разработка программно-методических и дидактических материалов по этой теме.

3. Обучение детей навыками по обеспечению собственной безопасности в дальнейшей жизни при поступлении в школу.

4. Реализация своих способностей.

5. Удовлетворенность от проделанной работы.

6. Признание социумом.

Публикации по теме:

Презентация к внеклассному мероприятию-эрудициону по дорожной и противопожарной безопасности на тему «Мы за безопасность!» Внеклассное мероприятие-эрудицион по дорожной и противопожарной безопасности на тему "Мы за безопасность!". Цель: формирование знаний о.

Выставка «Осторожно огонь» — детских рисунков по пожарной безопасностиВыставка «Осторожно огонь» — детских рисунков по пожарной безопасности Выставка "Осторожно огонь" - детских рисунков по пожарной безопасности была проведена с 21 по 31 января 2013г. в соответствии плана работы.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Формирование у детей навыков по обеспечению собственной безопасности
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 11:18
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...