Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ

Юлия Ахтырская
Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ

Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, которое способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать и некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.

Термин конструирование (от. Латинского -построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое.

Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно важно развитие пространственного воображения (Б. М. Ребус) и образного мышления (Н. Н. Поддьяков, И. С. Якимаская).

Наблюдая за детьми, использующими наглядный материал, с ясельной группы, можно заметить, что сначала дети учатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки; учитывая форму различных элементов строительного материала (кубиков); понимать, что сооружения могут выглядеть по-разному. Потом постепенно они научатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее в трех, что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры, что в свою очередь обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.

Проведенное в группе наблюдение показало, что при самостоятельном выборе центра активности из 23 детей средней группы чаще выбирают для игры Центр «Строительства и конструирования» 8 мальчиков, что составляет 67% и 3 девочки 27%. Если суммировать показатели, то получится половина группы.

С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом. Учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяжности, объемности предметов, а также из структурных единиц: частей и деталей.

В своих исследованиях Л. А. Венгер указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применении графического моделирования в конструировании позволяет включить в самостоятельную творческую деятельность.

Виды конструкторов:

Рынок детских товаров представлен огромным выбором конструкторов для детей различного возраста. Причем с каждым годом появляются все новые и новые идеи, расширяя их ассортимент:

• Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен.

• Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи. Ребенок может играть таким конструктором даже до школы.

Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста: для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.

• Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т. д.

• Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

• Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

• Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. Такой конструктор подойдет ребенку от 6 лет.

Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

• Суставные – соединительные элементы, словно суставы.

• Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

Формы, методы и приемы обучения детей конструированию из строительного материала

У детей 2-3 лет можно выделить форму конструирования: по образцу. А методы и приемы используемые педагогом одинаковы для детей разного дошкольного возраста (от 2 до 7 лет, единственное, что их отличает это:

1. Дети 2-3 лет.

Использование образца для детей 2-3 лет, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.

Перед этим необходимо:

• знакомство детей с реальным объектом (целиком, потом показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, «Горка» во время прогулки. Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их потом в своих постройках.

«Домик» у домика - стены, окна, дверь, крыша и т. п., объясняет, какова их форма и пространственное расположение по отношению одна к другой. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки. Это облегчит детям конструирование впоследствии.

• воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

• воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.

• педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.

• немаловажно наблюдение педагога за точностью выполнения по образцу, дети должны научиться правильно отбирали материал и правильно его использовать. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.

• педагог показывает малышам, как использовать данную постройку для игры с игрушками, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин) -это является «сюжетным конструированием»

Совместное моделирование по карте-схеме объектов из 2-5 элементов. В данном возрсте можно попробовать применять карты-схемы, для посторойки объектов из небольшого количества элементов (2-5, домик, машину, гараж, скамейку, стол и др.

2. Дети 5-7 лет.

У детей 5-7лет, более старшего возраста можно выделить формы конструирования: по образцу (карте-схеме, по условиям, по теме, по замыслу. Они уже научены работать по образцу в более младшем возрасте, способны к более сложной конструктивной деятельности: по рисунку, по пооперационной карте, по схемые.

В процессе конструирования по картам-схемам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов. В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше, но и функциональные свойства.

Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

В данном возрасте выбор предмета постройки зависит от тематики проекта, проводимого в данной группе в это время или от задумки самого ребенка.

По тематике проекта педагогами подготавливается подборка образцов-рисунков и пооперационных карт, выбрав Центр «Строительства и конструирования» на утреннем сборе, или в вечерней самостоятельной деятельности дети переходят в него конструировать, используя при этом образец-рисунок или пооперационную карту-схему.

Немаловажно, что дети, более старшего возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек.

Методы:

вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение;

пояснения – широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;

сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение;

акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;

педагогического наблюдения.

Приемы:

рассказ, может использоваться в различных ситуациях;

визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении построенного объекта со схемой;

композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала ;

мысленного создания объекта по названию, данному педагогом. В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, что, какого цвета и какого размера ты возьмешь вначале?

– Что будет построено потом?

– Что у тебя особенно хорошо получится?

«узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает предмет, не говоря его название. Возможно применение загадок;

игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) «Кто расскажет лучше, интереснее?», «Определи на что похоже», «Сочини историю»;

мотивации

- Построим дорогу к бабушке в деревню;

- Создадим объемную аппликацию для мамы;

создания игровой ситуации «Построим дом для черепашки», «Мост через речка для мышонка» и др. ;

использование литературных произведений. Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки «Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»;

сюжетного обыгрывания.

Таким образом использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности.

Публикации по теме:

«Моделирование в учебной деятельности дошкольников» Консультация для педагогов«Моделирование в учебной деятельности дошкольников» Консультация для педагогов МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 42.

Консультация для педагогов «Развитие психических процессов у детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ» Подготовила: педагог-психолог первой квалификационной категории.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ
Опубликовано: 21 марта 2013 в 12:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...