Получи документы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы

Анастасия Луконина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы

Вид проекта: практико-ориентированный

Тип проекта: детско-взрослый

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Срок реализации: с сентября по май

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, старший воспитатель, родители.

Возраст участников проекта : 6-7 лет

Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы» размещена в разделах

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач, на которую направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования определяются целевыми ориентирами, среди которых можно отметить следующий: «ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.»

Под моделью выпускника дошкольного учреждения понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Среди них есть такое качество, как «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослым и сверстниками». Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Необходимость осуществления задач полноценной подготовки детей к школьному обучению определяет важность изучения вопросов целенаправленного формирования коммуникативной деятельности у детей, поскольку именно коммуникативные умения и знания являются важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивают необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.

Особое внимание необходимо уделять тем видам высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе общения, усвоения детьми знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения, т. к. именно они определяют уровень интеллектуального развития. Важным условием успешности обучения в школе является умение активно вступать в речевое взаимодействие и инициативно высказываться в ходе общения. Данные виды коммуникативных умений позволяют получать информацию и налаживать отношения с окружающими.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой и, как следствие, познавательной активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема «живого общения» родителей и детей;

- глобальной снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию детей.

Ярким показателем наличия познавательных интересов детей являются вопросы. Вопросы детей – показатель роста и развития детской мысли, являются также «проводником педагогического воздействия». Вопросы имеют тем большее значение для характеристики ребенка и воздействия на него, чем моложе ребенок, чем меньше он развит. Многие исследователи (Г. М. Кучинский, А. М. Матюшкин) считают старший дошкольный возраст сенситивным для развития любознательности ребенка, основной приметой которой является познавательный вопрос.

Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования коммуникативной деятельности, диалога, как одной из форм речевой коммуникации детей, особенности формирования вопросительных высказываний изучены недостаточно полно. Основные методические разработки на сегодняшний день в большинстве своем относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работе по данному направлению с детьми, посещающими общеобразовательный детский сад, уделяется намного меньше внимания. И как результат большинство исследователей указывают на то, что в старшем дошкольном возрасте снижается общее количество задаваемых детьми вопросов. По результатам диагностического обследования мы можем отметить, что дети шестого года жизни в ситуации поиска предмета, скрытого от них, склонны задавать идентификационные вопросы, т. е. действовать методом перебора вариантов, а не задавать продуктивные вопросы, направленные на получение сведений.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы проекта: «Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста».

Поэтому объектом данной работы является процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста вопросительных высказываний, а предметом

– педагогическая технология осуществления работы по поэтапному формированию вопросительных высказываний у детей.

Цель работы: Раскрытие актуальных форм и методов формирования вопросительных высказываний, как основного источника развития познавательных интересов и речи детей.

Задачи :

1. сформировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений;

2. развивать навык построения различных моделей вопросительных предложений;

3. активизировать речевую инициативу и познавательную сферу дошкольников.

4. закреплять навык использования вопросов в познавательных и социально-коммуникативных целях;

5. формировать навык использования интонационных средств оформления вопросительных высказываний;

6. оказать помощь родителям воспитанников в понимании важности вопросов детей и ответов на них.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. регулярное использование детьми в речи познавательных вопросов в познавательных и социально-коммуникативных целях;

2. повышение интереса родителей к важности вопросов детей и ответов на них;

3. формирование у детей навыка построения различных моделей вопросительных предложений.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

- использование различных видов деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная);

- просвещение родителей (консультации, журнал для родителей);

- организация развивающей предметно-пространственной среды;

- образовательная деятельность;

- информационно-коммуникативные технологии, сайт педагога.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОЕКТНЫМ МЕТОДОМ.

Важнейшим условием развития познавательных интересов ребенка на протяжении дошкольного возраста является формирование детской вопросительности. Установлено: старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому, чем ранее, кругу явлений, вопросы возникают не только в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, как это было раньше, но и в связи с появившейся способностью сопоставить прежний опыт с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи и зависимости между предметами и явлениями. Вопросы определяются в стремлении к самостоятельности в решении возникших задач, способностью к более опосредованным способам познания. Все это выражается в усложняющихся по форме вопросах.

Старший дошкольный возраст считается важнейшим этапом в развитии вопросов, так как именно в этот период ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса, осуществляется переход от устанавливающих вопросов к вопросам гипотезам. Вместе с тем большинство исследователей указывают на то, что в старшем дошкольном возрасте снижается общее количество задаваемых детьми вопросов и отмечаются некоторые трудности в формулировании произвольных вопросов. В свободной беседе ребенок задает вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что он хочет узнать. Однако в ситуации, требующей от него задавания вопросов, испытывает большие затруднения, и часто вместо вопросов следует описание ситуации. Для детских вопросов характерна также определенная стереотипность: 1) ребенок задает по картинке вопросы одного типа; 2) все вопросы задаются в одной форме.

Наличие такого рода негативных особенностей в развитии детской вопросительности говорит о необходимости ее активного поддержания, а именно в помощи детям в постановке и постепенном углублении и расширении его вопросов, в охвате ими всех существенных сторон действительности и в более углубленном проникновении в ответы. Необходимо, чтобы работа строилась на следующих основных принципах:

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. К. -д. п. ориентирует занятия на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями, усвоения информации. Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности. Специально организованные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

- принцип поэтапности (работа должна вестись в несколько этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи и приемы обучения, поэтому ей характерна определенная последовательность - приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий)

- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей)

- принцип динамичности (от самого простого до сложного)

- принцип сотрудничества (совместная работа с родителями)

- принцип наглядности.

Реализовать работу в данном направлении лучше всего позволяет такая форма, как проект работы по формированию вопросительных высказываний, рассчитанный на работу в течение учебного года.

Содержание работы по формированию вопросительных высказываний включает:

- проведение обследования у детей умения задавать вопросы;

- проведение специальных игр и занятий по обучению детей умению задавать вопросы;

- целенаправленную работу с родителями, пропагандирующую повышение речевой культуры в семье, «живого» общения с ребенком и адекватное отношение к детской вопросительности;

- ознакомление родителей с приемами активизации детской любознательности и формирования вопросительных высказываний;

- проведение речевого праздника совместно с родителями.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Изучение и анализ литературы по рассматриваемой теме. Нами была проанализирована следующая литература:

1 Баранова Э. Учимся задавать вопросы // Дошкольное воспитание. – 2005. - №12. – С. 12

2 Рубинштейн С. Л. Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка //Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 7

3 Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание. – 2008. - №4. – С. 79

4 Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2007. - №1. – С. 50

5 Асмолов А. Главное – сохранить «почемучек»// Дошкольное воспитание. – 2005. - №3. – С. 68

II ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Процедура проведения обследования умения детей задавать вопросы : Перед ребенком ставится ящик, в котором спрятан какой-либо предмет простой конфигурации, довольно часто встречающийся детям в обыденной жизни (яблоко, карандаш, носовой платок и т. п.). Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать это нужно, задавать вопросы, какие захочешь. Я буду на них отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит». Если ребенок действует методом перебора вариантов, ему предлагается перечень вопросовалгоритм поиска ответа: «Спроси у меня: для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?». Выполнение задания ограничивается 10-15 минутами. По результатам исследования подсчитывается число продуктивных вопросов, т. е. вопросов, направленных на получение сведений и требующих ответа, и количество идентификационных вопросов, т. е. определенных версий относительно самого объекта и его характеристик. (Приложение 1)

По результатам обследования можно сделать выводы, что дети старшего дошкольного возраста задают больше не продуктивных вопросов, продуктивные вопросы являются для них более сложными и используются в речи реже. Во время обследования дети задали 21% продуктивных и 79% непродуктивных вопросов, что отображено на диаграмме. Данное соотношение говорит о том, что дети шестого года жизни не умеют использовать в речи поисковые вопросы и им требуется помощь в формировании навыка использования в речи продуктивных вопросов.

Рисунок 1 Соотношение в речи детей продуктивных (поисковых) и непродуктивных (идентификационных) вопросов

III ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1 Работа воспитателя

а) Подбор и изготовление дидактических игр и наглядных пособий (Приложение 2)

б) Разработка образовательной деятельности с детьми, консультаций, журнала для родителей, речевого праздника.

2 Работа с детьми

а) специально подобранные дидактические игры с использованием элементов технологии ТРИЗ.

Работа по данному направлению делится на три этапа, каждый из которых направлен на решение определенной задачи :

1 этап - Цель: знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. На этом этапе в различных играх детям предлагается задавать вопросы в свободной форме. Вводятся фишки, присваиваемые за правильно сформулированный вопрос, а также элементы соревнования, что позволяет задать и поддержать дополнительную мотивацию к предлагаемой деятельности.

2 этап - Цель: освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. Работа на этом этапе предусматривает обучение детей оформлению различных вопросов, при этом для облегчения задачи вводятся визуальные знаки, обозначающие то или иное вопросительное местоимение, с которого следует начинать формулировку вопроса.

Игры второго этапа

3 этап - Цель: формирование умения осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов. Переход к этому этапу происходит после успешного освоения предыдущего. Его содержание предусматривает проведение игр, в которых с помощью вопросов, но без опоры на наглядные символы необходимо было выяснить, какой предмет спрятан. Число игр определяется степенью успешности освоения стратегии поиска, направленной от выяснения существенных характеристик вещи (ее назначения, функции и т. п.) к выявлению внешних свойств.

б) беседы и опыты, как пояснение ответов на вопросы детей.

На протяжении работы по проекту ведется активная работа, направленная на активизацию детской любознательности. Так достоверные и точные ответы на задаваемые детьми вопросы, сопровожденные краткой беседой, небольшими опытами, помогают ребенку глубже проникнуть в суть интересующего явления и активизируют дальнейшую вопросительность детей.

в) образовательная деятельность по речевому развитию по обучению рассказыванию по картинам, работа с предметными и сюжетными картинами.

В образовательной деятельности используются сюжетные картины различной тематики: времена года, труд людей в различное время года, зимние и летние забавы детей, профессии. В совместной деятельности рассматриваются различные предметные картины.

2 Работа с родителями

а) консультации для родителей.

В данном разделе работы проводятся консультации для родителей на следующие темы: «Почему необходимо поддерживать детскую вопросительность?», «Игровые упражнение для формирования у дошкольников умения задавать вопросы».

б) журнал для родителей.

в) анкетирование по вопросам развития детской вопросительности.

Выпускается журнал «Почемучки», в котором родителям предлагается помощь в ответах на наиболее популярные вопросы детей.

г) проведение речевого праздника.

IV ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив

- Проведение викторины «Веселые Почемучки»

- Анализ результатов проекта

- Анкетирование родителей

- Обобщение опыта работы и размещение ее в Интернете на сайте педагога, в соц. сообществах.

В течение года мы провели большую работу, направленную на формирование вопросительных высказываний у старших дошкольников.

Контрольное исследование было проведено в мае 2014 года в форме дидактической игры «Что в сундучке», наблюдения за детьми в свободной деятельности и на итоговой викторине.

Из диаграммы видна положительная динамика формирования вопросительных высказываний у старших дошкольников.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Эффективность проекта оценивается в целом по результатам исследований:

- Дидактическая игра «Что в сундучке?»;

- Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей;

- Анкетирование родителей на темы: «Развитие детской вопросительности»

Публикации по теме:

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать, Призывом.

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста Кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни общества породили устойчивый запрос на личность, способную к сочувствию,.

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе,.

Формирование правильной связной речи у детей старшего дошкольного возраста В последнее время многие родители обеспокоены, тем как в дальнейшем будет учится их дети. Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то.

Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав.

Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных форм взаимодействия.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Консультация для воспитателей «Как научить детей 5–7 лет задавать умные вопросы?» В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный.

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы) 1 СЛАЙД. Визитка. 2 СЛАЙД. Из опыта работы по теме: «Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через.

Проект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 16:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД