Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью

Марина Сотникова
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.

Наша работа направлена на сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости, на формирование у воспитанников знаний о здоровье и здоровом образе жизни, здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего сознания, совершенствование практических навыков здорового образа жизни.

Многие ученые (Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, А. Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

В планировании физкультурно-оздоровительной работы мы, как правило, выделяем три основных блока.

1. Специально организованная деятельность;

2. Совместная деятельность взрослого и детей;

3Свободная самостоятельная деятельность детей;

К специально организованной деятельности относим:

утренняя гимнастика,

занятия физкультурой

физкультурно-познавательные мероприятия,

гимнастика после сна.

В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Дельфины», «Утро в лесу») с исполь-зованием полосы препятствий гимнастику.

Также проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания, а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.

Хочется по подробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных мероприятий, как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью.

Физкультурно-познавательные мероприятия — это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспи-тание интереса к активной двигательной деятельности. Содержание занятий: интеграция познавательной и двигательной активности.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном мероприятии можно представить следующем образом:

Первая часть — рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме. Например, в занятии по теме «Как стать сильнее волка?» — чтение сказки «Заячья дорожка» и беседа по содержанию (Про кого сказка? Почему маленький Зайчишка Длинное ухо обогнал волка Серая лапа? Как стать сильнее волка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым). Или же в первой части занятия по теме «Как начать утро?» дети вспоминают пословицы, поговорки («Как утро начнешь — так и день проведешь», «Как с утра, так и до вечера»).

Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, вы-полняющих физические упражнения. Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном действии, лучшему его усвоению и активному применению.

Третья часть — подвижная игра.

Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т. д.

На познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой», по валеологии («Опора и двигатель нашего организма», «Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»).

Дыхательная гимнастика — важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. Мы проводим занятия, на которых знакомим детей со значением воздуха, дыхания для жизни и здоровья, функциями носа с положением легких и диафрагмы. Иногда мы используем психоло-гические тесты в виде загадок, рисунков. Цветовая индикация рисунков позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное дыхание.

Совместная деятельность взрослого и детей. Этот блок включает разнообразные формы активности: чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.

Игровая деятельность — главная составляющая двигательной актив-ности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания.

Такие игры, как «Перелет птиц», «Ловишка, бери ленту», «Волк во рву», в которых используются циклические, т. е. повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний. Также мы проводим с детьми индивидуальную работу (закрепление основных видов движений, коррекционную работу профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, обучаем точечному массажу, правильному дыханию.

Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.

Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников. Развивать самостоятельную двигательную активность нам помогает дидак-тический материал (рисунки, схемы, карточки, который помещен в центре двигательной активности, а также подборка иллюстраций о разных видах спорта спортсменах и спортивное оборудование (мячи, кегли, обручи, скакалки и т. д.). Игровые упражнения со спортивным и нестан-дартным оборудованием способствуют укреплению организма ребенка, а самое важное — они вызывают у дошкольников интерес и желание заниматься физической культурой.

В своей работе мы проводим физкультурные досуги. Это одни из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых мероприятий, забавных развлечений.

Важную роль в решении задач обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ играет семья. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка мы решаем в тесном контакте с семьей. Уже традицией стали ежегодные праздники «Семейные старты», «Папа, мама, я- спортивная семья».

Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии. развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни в нашем детском саду, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_fdfl6.pptx | 4044,92 Кб | Скачан: 191
 
Публикации по теме:

Педагогический совет в форме деловой игры «Валеология — важное направление в работе ДОУ» Материал к педагогическому совету по теме: «Внедрение в воспитательно - образовательный процесс здоровьесберегающих компонентов, направленных.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью
Опубликовано: 6 июня 2013 в 15:02
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...