Лучший педагог года

Формирование у дошкольников исследовательских умений и навыков

Татьяна Переяслова
Формирование у дошкольников исследовательских умений и навыков

Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста является одним из важных аспектов развития ребенка в условиях постоянно меняющегося окружающего мира новых технологий. Как избежать интеллектуальной пассивности у детей? Как направить детскую любознательность и любопытство в нужное русло? Эти и другие вопросы возникают перед педагогом дошкольной группы детского сада.

Публикация «Формирование у дошкольников исследовательских умений и навыков» размещена в разделах

Одним из эффективных методов работы воспитателя в данном направлении является экспериментально-исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Безусловно, основной формой работы с детьми по развитию исследовательских умений и навыков является организованная деятельность воспитателя с детьми в виде игровых ситуаций, дидактических игр и упражнений, организованных опытов, обследования предметов и явлений. Поставленные педагогом «проблемные ситуации» ставят ребенка перед необходимостью поиска точного решения, активизируют практическое мышление, развивают детскую инициативу в обследовании предмета или явления. Ребята выдвигают свои гипотезы, проверяют их путем практических действий, обогащая чувственный и познавательный опыт. Активизируются также приемы исследования, такие как «сравнение», «использование условных мерок» и другие. Так дошкольники проверяют свои гипотезы и получают знания, подкрепленные личным опытом.

Организованная деятельность по мере взросления детей сочетается и интегрируется с другими формами работы воспитателя с детьми. Так, чем больше практический опыт детей и знания, подключается активно речевое развитие, так как ребята учатся рассуждать, осваивают новые названия и понятия, запоминают их и оперируют в своих выводах и умозаключениях. Особенно активно, именно в речевом развитии, процесс исследования имеет свое сопровождение в старшем дошкольном возрасте.

Чтобы познавательная активность детей поддерживалась на высоком уровне необходимо, чтобы воспитатель соблюдал определенные условия при организации исследовательской деятельности :

- объекты и предметы исследования должны быть разнообразными;

- имеющийся, даже незначительный, личный опыт детей повышает интерес к исследованию. Следовательно, необходимо перед началом практической деятельности дать представления детям об объекте исследования, заложить первоначальные знания;

- получаемые детьми умения и навыки должны быть посильными детям дошкольного возраста, но и не быть легкими и элементарными. И то и другое может снизить интерес детей;

- радость от «интеллектуального триумфа», открытия необходимо подкрепить эмпатией педагога. Если воспитатель не выразил эмоций, упустил момент для всеобщей радости, не похвалил, не поощрил ребят, то, безусловно, они испытают чувство легкой досады и разочарования.

Вместе с непосредственным исследованием эффективно использовать дидактические упражнения для развития мыслительной деятельности ребенка. Особенно действенно использовать индивидуальные формы организации, так как именно индивидуальная работа позволяет педагогу понять возможности ребенка и его интеллектуальный потенциал.

Играя с младшими дошкольниками, рекомендуется использовать следующие игры и упражнения: «Найди отличия», «Что перепутал художник?» «Дорисуй», «Парные картинки», «Найди пару», «Что потерялось?»

Старшим дошкольникам для развития мыслительных способностей помогают такие игры: «Отгадай по описанию», «Расставь тени по местам», «Собери предмет из частей», «Чего не хватает?», «Варежки», «Найди пару», «Подбери заплатку», «Продолжи узор», «Силуэты», «Что спрятано в рисунке?» и многие другие.

Отлично сочетаются с процессом развития исследовательских умений и навыков детей дошкольного возраста нетрадиционные способы изобразительной деятельности. При активных действиях с нетрадиционным инструментарием : ватными палочками и дисками, щетками, трубочками, бумагой, целлофаном, фольгой, нитками и т. п. у ребенка повышается чувственный опыт и знания о свойствах материалов.

Художественная литература при грамотном руководстве педагога и подборке может служить прекрасным помощником в формировании представлений детей о свойствах предметов: «Мишкина каша», «Умная собачка Соня», «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду», «Синичкин календарь». На основе полученных знаний воспитатель организовывает опытно-экспериментальную деятельность, подкрепляя интерес детей художественным словом.

Исследовательская деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами природы предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. На прогулках, в окружающей действительности планируются наблюдения и кратковременные опыты, уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке. Экскурсии – это один из видов наблюдений по ознакомлению с природой. Во время экскурсий ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения (привести примеры). В ходе наблюдений у детей хорошо развиваются: наблюдательность, любознательность, поисковая деятельность.

В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в огороде выделяется экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами.

Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, отведать на вкус, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Например, в музее песка можно попробовать песок сделать цветным; в музее солнца провести опыты с солнечным зайчиком, в музее камня с помощью пластилина можно узнать, как появились камни самоцветы.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется Центр экспериментирования. В нё м имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Каждый ребенок имеет свой «Научный дневник», где фиксируется работа ребенка.

Исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности. развитие исследовательских умений и навыков дошкольников;

Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями»Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями» Отчёт по первой годовой задаче ДОУ «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников исследовательских умений и навыков
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 21:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД