Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству

Оксана Носкова
Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству

Проблема формирования коммуникативно- речевой активности приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. В процессе взаимодействия с детьми неоднократно замечала, что практически для всех воспитанников – как младшего, так и старшего дошкольного возраста – характерна проблема скудности, бедности словарного запаса, практически полного отсутствия в нём ярких, образных выражений, необычных слов, пусть даже собственного сочинения. В методической литературе достаточно подробно проработан вопрос о том, как развивать способность творить и создавать новое в продуктивных видах деятельности, в музыке, и практически отсутствует материал по развитию и формированию у детей способностей к иному виду творчества – речевому. Всё это поставило передо мной задачу: найти такие формы взаимодействия с дошкольниками и родителями, которые не только позволят оптимизировать данную работу и развить способность к словообразованию и самотворчеству, но и сделать речь детей яркой, эмоциональной и богатой. Выделены основные методические приёмы формирование способности к речевому творчеству дошкольников:

1. Образец педагога по образованию новых слов.

2. Объяснение и показ способов образования новых слов и построения предложений.

3. Пример словотворчества других детей. (Тот кто в течении дня придумывал много новых интересных слов получал почётное звание и переходящую медаль «Сочининтель», с которой ходил целый день).

4. Оценка как собственных прозаических произведений, так и произведений других детей.

5. Характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности.

6. Специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования.

7. Создание игровых ситуаций. Утром дети находят в группе какой-либо сюрприз: появляется «волшебная вещь» (книга, цветок, шкатулка и т. п.) с заданием для детей о придумывании слов, например: «Как бы вы назвали осень и почему?». Дети в течении дня придумывали слова, лучшие записывали в альбом.

8. Элементы соревнований, которые обычно проводятся между командами мальчиков и девочек. Лучшие представитель команд получали звания «король и королева слов».

9. Режиссёрские игры, игры драматизации, инсценированный пересказ.

Игры для словотворчества.

1. «Доскажи словечко»

2. Сочинение загадок (каждой подгруппе детей раздаются картинки, о которых дети должны придумать загадку).

3. Придумывание новых слов из двух заданных. (Стол +чашка=чашестол; дом+шар=шародом и т. п.)

4. Сочинение сказок на заданную тему.

5. Праздник «сочинялок».

6. Решение кроссвордов.

Одним из важнейших источников, способствующих развитию детского словотворчества, является речевой центр, в который входят:

1. «Словарные слова» - это предметные картинки с изображением крупных слов, которые ребёнок не может запомнить с одного раза. Дошкольник может подойти, рассмотреть изображение на картинке, прочитать название предмета, а на обороте – значение этого слова, взятое из словаря С. И. Ожегова и напечатанное по слогам.

2. «Это интересно» содержит разнообразный материал, в котором представлены темы: чудеса света, вода – источник жизни, история образования книги, хвойные растения и др.

3. «Знаете ли вы, что» - знакомить детей с различными интересными моментами флоры и фауны.

4. «Головоломки» представлены различные словесные различные игры, ребусы, загадки, зашифрованные слова.

5. «Пословицы и поговорки» выполнены графическим способом для наилучшего запоминания детьми народной мудрости.

6. «Коврограф» из геометрических фигур выкладывают различные сюжеты и составляют по ним истории и сказки, а так же игра «Танграм» выкладывая фигуры зверей, птиц и людей по образцу.

7. «Дидактическая стенка с элементами сказочных сюжетов помогает придумывать свои сказки, рассказы, сказочные сюжеты, дополнять или изменять окончания уже известных народных или авторских сказок.

8. «Книголюб» где находятся произведения художественной литературы и произведения устного народного творчества.

Образовательная работа с детьми по речевому развитию строится системно по принципу от простого к сложному, при этом обязательно учитывается предыдущий опыт и индивидуальные особенности детей. Для активизации самостоятельной деятельности детей существует мотив и поощрения. Правильно заданный мотив активизирует самостоятельную деятельность дошкольника, например: помочь герою, который попал в беду; отыскать клад, спрятанный пиратами; научить сказочного героя, который не может научиться сам; отправляться в занимательное путешествие и т. д. А поощрение – это заслуженный сюрприз для ребят. Главное, что бы задания, которые предлагают детям, были доступны для выполнения и строились на предыдущем опыте дошкольника. Это могут быть игры на повторение и закрепление ранее пройденного материала словесно-логические игры, решение проблемных ситуациях, требующих смекалки и внимания, игры на развитие логического мышления и т. д. Главное, что бы это доставляло детям радость и стимулировало их стремления к самостоятельной деятельности. Таким образом центр речевого развития является современным и продуманным элементом структуры всего дошкольного учреждения, в котором собраны разнообразные игры и методические пособия, что бы сформировать навыки культуры речевого общения, развивать все стороны речи, а также словотворчество и воображение.

Публикации по теме:

«В гостях у сказки». Театр на столе«В гостях у сказки». Театр на столе Сейчас много говорят о значении театрализованной деятельности для всестороннего развития дошкольников. Занятия театральной деятельностью.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 12:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конструирование из бумаги «Гусенички»
Конструктивная деятельность даёт возможность развивать у детей творческое воображение, мышление. На занятиях по художественному конструированию мы создаём...
Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла Весна» в средней группе
Конспект праздника «В гости к нам пришла Весна»В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Дети заходят в зал под музыку и встают полукругом. Ведущий: Взгляните, как стало...
Консультация «Семья всего дороже»
На эту консультацию меня натолкнули воспоминания о фильме «Доживём до понедельника». Помните, там есть эпизод, когда ученикам предложили написать...
Содержание образовательной среды во второй младшей группе
Физическое развитие Физкультурный уголок: Обручи, кегли, мячи, скакалки, Массажные коврики, флажки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения...