Формирование у ребёнка младшего дошкольного возраста отрицательного отношения к проявлению негативных сторон поведения

Елена Анатольевна Борисова
Формирование у ребёнка младшего дошкольного возраста отрицательного отношения к проявлению негативных сторон поведения

Нормы морали не являются врождёнными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, как его воспитывают, от социальной среды, в которой он живёт. Немаловажную роль играют также общественные отношения, семейная атмосфера, эмоциональный климат в группе детского сада и другие социальные и экономические факторы.

В силу конкретности мышления ребёнку недоступно освоение этих норм в общей абстрактной форме. Поэтому возникает задача конкретизации норм морали для понимания ребёнком их смысла и воспитания опыта поступков, соответствующих нормам морали.

Взрослый «переводит» моральные нормы в правила, служащие ребёнку регуляторами поведения, и действия, которые, с одной стороны, соответствуют этим нормам, а с другой – ситуациям, возникающим в повседневной жизни и заключающим в себе моральный смысл.

Моральное развитие детей четвёртого года жизни во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры. Взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источниками конфликта. Это может быть как, мимолётное желание заняться тем же, чем занимается товарищ так и обоснованное желание, получить необходимое, но оно находится в руках другого ребёнка.

Хотя роль взрослого по прежнему остаётся ведущей в формировании

личности ребёнка, он становится всё больше самостоятельным. Усиливающаяся активность приводит к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. В этот период возникают трудности воспитания, выражающиеся в проявлении у ребёнка самолюбия, строптивости, прежде послушный малыш становится упрямым, стремится сделать все по-своему, чем часто выводит родителей из терпения. Педагоги называют этот период «кризисом» трех лет, и любой здоровый, нормальный ребенок переживает этот период.

Личностные свойства детей, их способности, черты характера, особенности психических процессов восприятия, памяти проявляются и формируются в деятельности, руководимой взрослыми. Именно под руководством взрослого ребёнок активно включается в жизнь, осваивая правила поведения, овладевая знаниями. Но знания правил, к примеру, у ребёнка четвертого года жизни ещё не означает, что он всегда будет руководствоваться ими. Да, в вербальном плане его поведение может соответствовать нормам, но в реальном – если нет прямого внешнего контроля, не исключены проявления эгоизма.

При формировании у ребёнка младшего дошкольного возраста отрицательного отношения к проявлению негативных сторон поведения я ставила перед собой задачи:

• Обеспечить условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия. Приучать детей общаться спокойным тоном.

• Продолжать формировать образ Я. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

• Приучать детей к вежливости: здороваться, благодарить за помощь и пр.

• Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.

• Приучать соблюдать элементарные правила поведения, в различные режимные моменты.

В этой связи естественно возникает вопрос, в каких условиях нравственные убеждения будут перерастать в реальное нравственное поведение? А. А. Люблинская отвечает: формирование нравственного поведения у детей требует единой системы, куда включены моральные знания, отношения и действия. Но ребёнок усвоит их в том случае, если установит с окружающими реальные практические взаимоотношения, которые обеспечат ему овладение правилами и нормами, станут регулятором его поведения. Именно регулятором поведения. Ведь кроме умения видеть партнёра надо ещё научиться слышать его.

Необходимость специальной работы в этом направлении вызвана тем, что дети четвёртого года жизни в процессе своих действий думают преимущественно о той цели, к которой стремятся, а не средствах её достижения. Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути к маме, ребёнок думает об игрушке или о маме, а не о правах и переживаниях другого.

Оценка поведения ребёнка, конечно, обозначает для него, отношение взрос

лого, но не затрагивает главного (игрушка была очень нужна, а приход мамы вызвал искреннюю радость) и по этому, крайне редко западает в детскую душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторении ситуации.

Для разрешения конфликтных ситуаций имеются два подхода:

1. Вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта.

2. Вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам поведения через театрализованную деятельность. (воспитатель актёр)

Мне бы хотелось сегодня подробнее остановиться на втором подходе, а именно на формировании у ребёнка младшего дошкольного возраста отрицательного отношения к проявлению негативных сторон поведения.

Чтобы помочь ребёнку осознать моральную сторону своих действий, я использовали следующие приёмы.

а) Осознание ребёнком моральной стороны своих действий.

Вскоре после негативного поступка (во второй половине дня или на следующий день) я разыгрывала перед детьми сценку, точно воспроизводящую, нежелательные действия ребёнка. Участниками события являются не дети, а игрушки (зайцы, мишки, куклы настольного театра). Этот момент принципиально важен. Взаимоотношение таких персонажей непосредственно не задевают детей, и они могут более спокойно и объективно отнестись к их действиям. Участники конфликта, как правило, узнают ситуацию. При этом они получают возможность снова включиться в неё и увидеть себя «со стороны». Это побуждает ребёнка самого внутренне определиться, нравится он себе в таком виде или нет. Необходимо подчеркнуть воспитатель специально не называет имени ребёнка, действия которого имитируют персонажи. По этому, ребёнок самостоятельно оценивает показанную ситуацию. Но видит, как к таким поступкам относятся окружающие, может вместе с ними осудить поведение плохого персонажа и, тем самым своё.

б) Воображаемая постановка себя на место другого.

В основе этого педагогического приёма лежит принятие ребёнком роли того, кто страдает от его действий. Данный приём не пригоден для регуляции взаимоотношений между детьми. Но его целесообразнее использовать, чтобы показать, как от действий детей могут страдать животные, птицы, полезные насекомые, роли которых ребёнок принимает охотно и легко «вживается» в них.

в) Включение положительных форм поведения в представления детей о себе.

Какие же представления о себе могут положительно влиять на поведение детей? По нашим наблюдениям, эти представления можно выразить следующим образом: «Я поступаю так» («Я помогаю дедушке», «Я накормлю птичек» и т. п.).

Самым простым способом включить такие представления о себе в образ-Я ребенка являются слова взрослого, фиксирующее соответствующее поведение детей. Так, если ребенок один раз помог вам убрать игрушки, слова «Витя настоящий помощник, он замечательно убирает игрушки» заостряют его внимание на этом, возможно, случайном поступке, вызывает гордость за него и одобрение своих действий.

В то же время положительное отношение к помощи взрослому не препятствует тому, что при отсутствии настроения ребенок может уклониться от дела. Поэтому подобный прием не дает немедленного результата, хотя постепенно меняет детей в лучшую сторону. Поэтому наряду с хорошими действиями, которые мы приписываем ребенку, необходимо одновременно сообщать ему и о плохих поступках, которые мы хотели бы предотвратить. Что бы противопоставление хорошего и плохого было более ярким и эмоциональным, лучше приписывать нежелательные поступки отрицательным персонажам. Они совершают все- то плохое, что вы не хотите видеть в детях, а дети становятся их противоположностью – носителями добра.

Во-первых, фиксируете в сознании ребёнка, что хорошо, а что плохо. Причем фиксируете не в безликой форме («Драться из-за игрушек плохо», а достоверно описываете как хорошие, так и плохие поступки. Например, выразительно рассказываете, как воспитанники злого волшебника ссорятся, как они кричат: «Моя кукла!», «Нет моя!», «Отдай!», «Не отдам!», вырывают куклу друг у друга. Затем так же подробно рассказываете, что дети в нашей группе ведут себя по-другому – они говорят: «Дай мне пожалуйста поиграть» или: «Давай играть вместе»; не дерутся из-за игрушек, решают всё мирно: «Возьми поиграй, а потом дай мне» или: «Я немного поиграю и дам тебе».

Во-вторых, говоря: «Наши дети хорошие», вы показываете, в чём это проявляется, и включаете это хорошее в представление детей о себе.

В-третьих, вы не осуждаете детей. Ведь когда они «Борются» за куклу или машинку, то думают только об этой игрушке. Они далеки от мысли хорошо это или плохо. Прямая критическая оценка воспринимается детьми главным образом как недовольство взрослого.

Использование названных приёмов постепенно сказывается на поведении

детей. А в сценках кукольного театра, в доступной форме для детей младшего возраста раскрываются темы дружбы, товарищества, взаимопомощи. Во многих произведениях, на различном материале, близком понимании детей, показывается трудолюбие, желание делом помочь товарищам. В то же время, лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.

Условность кукольного театра близка детям, они привыкают к ней в своих

играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Занятия с использование кукольного театра доставляет детям большую радость.

Театрализованная деятельность очень помогает привить детям положительные навыки, и создать в группе доверительную, комфортную атмосферу: в воспитателе дети видят близкого и заботливого человека.

Если кого-то обидят, то прошу обидчика: «Яначка попроси прощения и пожалей Машу, погладь её по головке и обними». Сначала сочувствие проявляется по предложению взрослого. Но систематическая работа приводит к тому, что дети сами начинают понимать, у кого надо просить прощения и за что.

Воспитателю следует помнить, что поведение ребёнка формируется не на боязни, не на чувстве страха перед взрослым, а на чувстве любви к нему, так много знающему и умеющему. Доброжелательность взрослого становится для малыша самой большой радостью, а общение с ним – стимулом хороших поступков, что делает его поведение уже на самых ранних этапах детства управляемым, соответствующим социальным нормам.

Когда позади, остались последние трудности приёма детей в ДОУ, дети скоро привыкли ко мне, спокойно расставались с родителями, стали привыкать друг к другу, к новой обстановке, к распорядку жизни в коллективе.

Теперь встала задача – объединить детей в дружный коллектив, привить им элементарную культуру поведения и общения, которая поможет вести себя организованно, устанавливать контакты со сверстниками, регулировать свои желания.

Если на первом году жизни всё внимание ребёнка концентрируется на взрослом, а затем на предметах, то теперь жизненный опыт расширяется, появляется возможность общения с другими детьми и сразу же возникает интерес к новому существу. Интерес к ровеснику выражается в улыбке, в наблюдениях за действиями, в желании приблизиться потрогать. Первоначальный интерес к другому ребёнку – как к интересной игрушке сменяется чисто человеческими отношениями. Важно не упустить момент, когда на смену любопытству может прийти обида, грубость, жестокость из- за скудности опыта общения и не умения разрешать конфликтные ситуации.

Вот почему следует с самого начала формировать между детьми, доброжелательные отношения. Внимание взрослого к ребёнку, ласковое отношение к нему – один из примеров установления личностного контакта, возникновение положительной направленности друг на друга.

Малыши с удовольствием вступают в общие игры со старшими, легко включаются в предложенную, воображаемую ситуацию. У них формируется внимание к игре сверстников, потребность в совместных игровых действиях. Необходимо научить детей парному взаимодействию с одним предметом: катать тележку друг другу, сообща строить дорожку из кирпичиков.

Организация условий для совместных, предметных действий очень быстро даёт результат – изменяется эмоциональная атмосфера в группе, исчезают слёзы крик, реже становятся слёзы из за игрушек, дети легко вступают в контакт со сверстниками по собственной инициативе. Такие примеры можно наблюдать в течение дня.

Карина взяла мяч Маша тоже то же хочет играть с мячом. Предлагаю девочкам покатать мяч на коврике. К ним присоединяются Яна и Вика, даю ещё один мяч. Так во время игры возникает чувство симпатии, умение играть вместе обеспечивает уравновешенное бодрое поведение, эмоционально-положительное состояние малышей.

Но не все дети ведут себя одинаково в обществе ровесников: одни их сторонятся, другие с удовольствием идут на контакты.

Полезны совместные игры – взрослый и несколько малышей. Центр притяжения в этой ситуации он, взрослый, именно в его руках связующие нити. Руководя совместной игрой, взрослый формирует умение играть вместе. Но его влияние не должно быть навязчивым, основная задача – вовремя выйти из игры, оставив детей наедине. Небольшой беспорядок в групповой не такая дорогая цена за полученное удовольствие от общения с ровесником. Ведь атмосфера свободы, веселья – одно из условий оригинального творческого начала личности.

Из-за недостатка опыта совместной жизни в коллективе малыши не редко нечаянно причиняют друг другу неприятности, которые способствуют возникновению отрицательно – эмоционального состояния.

Дети могут нечаянно столкнуться, обидеть своего сверстника, взяв игрушки нечаянно разрушить постройку. Чтобы такие действия не приводили к формированию отрицательного отношения к своему товарищу, воспитателю необходимо стремиться воздействовать сразу и на того, кто нечаянно обидел и на обиженного ребёнка. Лучше не прибегать к высказываниям, в которых содержатся только одни указания и наставления (как надо поступать и как не надо). Эти указания позволят только регулировать действия детей, но их отношения принимают отрицательный характер (остались обижены друг на друга).

Воспитатель должен спокойно выяснить, что послужило причиной обиды, почему дети не хотят играть вместе или помочь друг другом. Настя и Ангелина строят из кирпичиков заборчик для мишки, Костя катает машину, нечаянно наехал на постройку. Настя чуть не плачет. Воспитатель: «Костик ты не хотел разрушить постройку, ты нечаянно. Давай поможем Насте и Ангелине, ты привези ещё кирпичиков». Костик привозит на машине кирпичики, помогает строить, обиды нет, дети охотно играют вместе.

На лицо привитие нравственных качеств, умение попросить прощения, помочь, исправить свою ошибку.

Если воспитатель отнимает игрушку, или выяснив, кому она принадлежит, отдаёт её владельцу, то он лишь формально восстанавливает справедливость, не стараясь вызвать ни каких положительных чувств между детьми друг к другу.

Костик принес машину, Андрей кинулся к нему. Костик прижал машину к себе, ни за что не даёт её. Подхожу к детям: «Красивая машина. А где у неё кабина, руль, колёса?» Дети успокаиваются, рассматривают машину. «Это грузовая машина на ней можно кирпичики возит, зайку покатать. Поставила в кузов зайку». Поехал зайка к Косте, поехал зайка к Андрюше. Желание поиграть с товарищем оказалось сильнее стремления завладеть игрушкой.

Если ребёнок обращается с жалобой к воспитателю на сверстника, то он часто оказывается под защитой у воспитателя, хотя и не всегда бывает прав. В таких случаях воспитатель должен разобраться в поступке, объяснить действия детей, постараться после конфликта занять детей какой-либо деятельностью, чтобы обиженный оказался в кругу сверстников, а не отошёл от воспитателя один. В любых ситуациях ребёнок должен чувствовать, что вокруг него товарищи, которые проявляют сочувствие, заботу. Ограничиваясь наказанием одного ребёнка, воспитатель способствует возникновению отрицательных взаимоотношений между детьми.

Дети не будут играть вместе, появление конфликтов изо дня в день может увеличиваться, воспитателю всё чаще и чаще приходится их решать.

Если воспитатель самостоятельно разрешает конфликтную ситуацию, стремясь добиться только одного – быстрого результата (успокоить ребёнка, чтобы он не доставлял хлопот; разрешить спор, чтобы в группе стало тихо; помочь ребёнку, чтобы меньше объяснять сверстникам, как надо оказать помощь и т. д.) воспитатель невольно способствует тому, что малыши не приобретают самостоятельного проявления (без указаний взрослого) положительного отношения к товарищу.

Воспитателю необходимо помнить, что при разрешении любой ситуации нельзя оставлять без внимания чувства детей и их отношения к происходящему, к сверстнику.

Порой возникает необходимость выразить сочувствие физическому состоянию ребёнка (испугался, упал). Взрослый облегчает страдания малыша, жалеет, успокаивает. В это время можно увидеть сочувствующие взгляды окружающих детей. Этого момента упускать нельзя: именно сейчас ребёнок сочувствует своему товарищу:

Кто поможет Паше встать?

Сашенька и Ваня

Танечка и Аня.

Карина и Марина

Все помогут да? Да!

Появляется возможность, опираясь на возникшее чувство сострадания посоветовать детям, как проявить его: пожалеть, сказать слова утешения, помочь сверстнику, постараться привлечь его внимание к чему-то другому, например к игрушке.

Я использовала любую ситуацию, которая ставит ребёнка перед необходимостью в положительном общении, заботиться друг о друге. Вот Таня молодец все пуговицы застегнула на кофточке, а у Илюши не получается. Ты не поможешь ему? Таня с удовольствием застёгивает 1-2 пуговицы, Илюша довольно улыбается. Илюша что ты сказал, Тане? Спасибо. Дети довольные идут вместе играть.

Саша принёс игрушки из дома, но держит пакет в руках, ни кому не даёт. Вношу куклу с красивой коробкой, дети заинтересовались, подбегают. Посмотреть, что нам Катя принесла, открываю, дети видят игрушки, берут. Говорю: «А, ещё Саша сегодня принёс игрушки для ребят. Мальчик без сомнения протягиваем пакет. Дети и катя благодарят. Дальше предлагаю построить заборчик для собачки и др. способы обыгрывания игрушек.

Я обратила внимание, что малыши не всегда способны вникнуть в суть объяснений; а обычные требования не доходят до них. В таких случаях необходимы игровые приёмы. Правила, обличённые в форму игры, и они легко выполняют требования.

Например: не всегда удаётся заставить малыша поздороваться или сказать «спасибо» но если взять в руки мохнатого мишку и от его имени поздороваться с малышом, он ответит на приветствие.

С помощью игровых приёмов можно руководить поведением детей, не испытывая их сопротивления. Чем меньше ребёнок, тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому воспитатель постоянно, но ненавязчиво напоминает малышам о соблюдении правил.

Например, нужно убрать игрушки, но формальные требования воспитателя не вызывает осознанного отношения к этому правилу, не воспитывает нравственных качеств. (деть делают как сказал воспитатель.)

Поднимаю с полу игрушку «кошку Мурку» мяу, мяу – жалобно плачет кошка. Меня детки уронили, Максюша поиграй со мной и на полочку поставь. гладит, поиграв, ставит на полку. Но на ковре остались другие игрушки и зайке плохо на полу, и мишке, детки играют, могут на лапку наступить. Дети замечают игрушки на полу, начинают их убирать. Вот здесь говорю, нельзя игрушки на полу оставлять, надо поиграть и на полку поставить.

Воспитывая собственным примером, взрослый ставит задачу заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому.

Этому помогают и произведения худ. литературы, в которых рассказывается о «переживаниях» животных и благородных поступках людей. Ребёнок учится понимать «доброе и злое» противостоять плохому, защищать слабых, проявлять заботу, великодушие.

Кто мяукнул у дверей?

Открывайте по скорей!

Очень холодно зимой

Мурка просится домой.

Эти чувства дети переносят на игрушки. После прочтения стихотворения

А. Барто «Зайка», «Мишка» дети начинают ласковое отношение к своим игрушкам «У моего мишки лапка не оторвана. «Я своего зайку не брошу» говорят малыши, прижимая к себе игрушку. На примерах х/литературы учим детей понимать, что не следует быть жадным, злым, грубым. «кисонька – мурысонька» «пошел котик на торжок» дети многие принеся в садик яблоко, печенье просят «давай угощать». Старалась воспитывать необходимость оказывать друг другу помощь, сочувствовать товарищу, если он попал в беду, играть дружно, делиться игрушками, не допускать у детей таких проявлений как жадность, черствость, т. е всего того, что тормозит нравственное развитие.

Следует заметить, что навыки формируются не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезают. Работу в этом направлении нужно вести не только в детском саду, но и в семье. С родителями следует проводить беседы, консультации, родители, приходя в детский сад, рассказывают интересные моменты из жизни семьи. Зная индивидуальные особенности детей, мы ведём последовательную работу и постепенно с помощью родителей приучаем их к самостоятельному выполнению установленных норм и правил поведения. Однако, для того чтобы занятия приносили пользу, взрослые должны создавать условия для развития ребёнка, не подавляя его инициативу: помочь по дому, позаботиться о дедушке или младшем ребёнке.

Единство требований, правильный выбор методов работы и активное сотрудничество с родителями, приносит, положительный результат. Об этом говорит не только уменьшение конфликтов и возникновение дружелюбной атмосферы, но и реакция детей на негативное поведение сверстников. Противопоставления детей как носителей добра вымышленным персонажам, олицетворяющим плохие поступки, являются той формой приобщения к моральному содержанию поведения, которая соответствует данному возрасту.

Для проведения анализа положительной динамики в воспитании детей, я изготовила наглядное пособие «Дерево добрых дел». У каждого ребёнка группы на этом дереве есть своя веточка. Постепенно она покрывается листочками, которые символизируют добрые дела детей. В перспективе на ней появятся цветочки, что является свидетельством устойчивого следования ребёнком нравственным правилам.

«Дерево добрых дел» может также подать сигнал тревоги, если дети отмечают у своего товарища регулярное непослушание, проявление жадности, зависти или другие безнравственные качества. Тогда на «Дереве» появляются червячок, который постепенно может уничтожить листок.

Используя это пособие, я в интересной для детей игровой форме – без назидания – помогаю научиться делать добро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности.

На занятиях я старалась облегчить детям усвоение правил вежливого поведения, сформировать у них умение видеть рядом с собой других людей, не позволять себе обижать их, стараться помогать им.

Занятия ещё раз доказали: прочно усваиваются только те знания, которые

«добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что ребёнку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; то, до чего он додумался сам, останется навсегда.

Результатами использования «Дерева добрых дел» являются позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивают оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать.

Формирование у ребёнка младшего возраста, отрицательного отношения к проявлению негативных сторон поведения через театрализованную деятельность, помогает детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формирует умение понять другого человека принять его таким, какой он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью развивает чувство собственного достоинства, помогает с честью пройти жизненные трудности, испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

Не усвоив понятие «нравственность», нельзя жить среди людей. Чтобы ситуация морального выбора была представлена в сознании ребёнка, необходимы когнитивные и личностные предпосылки: знание моральных норм, умение их устанавливать, реализовывать в поведении, понимать моральную ценность поступка в конкретных условиях, переживать неудовольствие собой в случае нарушения нормы. Оптимальное средство для этих предпосылок – отрицательная оценка действий ребёнка в случае нарушения им норм морали. Она позволит взрослому выделить и зафиксировать его особенности, которые должны быть осознаны, стать предметом оценки. Отрицательная оценка – это то средство, которое с наибольшей вероятностью вызовет у ребёнка недовольство собой по поводу нарушения норм, критическое отношение к себе, необходимое для появления саморегуляции. Ведь к концу дошкольного возраста дети начинают оценивать себя с точки зрения усвоенных правил постоянно, а не от случая к случаю.

Процесс нравственного воспитания не должен прерываться – все лучше, что дано детским садом, надо продолжать и закреплять в семье. Я постоянно даю информацию родителям о том, чему мы учим детей и как они должны вести себя в домашней обстановке.

Успехи, которых я добились – начало большой трудоёмкой работы по нравственному воспитанию детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Сказка в системе социальной адаптации. Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Сказка в системе социальной адаптации Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Формирование у ребёнка младшего дошкольного возраста отрицательного отношения к проявлению негативных сторон поведения
Опубликовано: 29 июля 2013 в 22:19
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...