Формирование у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса

Татьяна Валюк
Формирование у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса

Основной принцип дошкольного образования - полноценное прожива-ние ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).

ФГОС ДО

Новые нормативные документы, отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизмерению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универ-сальных учебных действий.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому нам следует готовить дошкольников к грядущим переменам в привычных для них условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения определено 4 вида универсальных учебных действий, соответст-вующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД –

сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учеб-ной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентра-ция; регулятивные действия – функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности; познавательные знаково-символические действия – моделирование; коммуникативные УУД – учет позиции собеседника; умение организовать и осуществлять сотрудничество; адекватность передачи информации и отображение предметного содержания в условиях деятельности.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать:

• совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей; соотнесение с этическими принципами происходит в процессе коллективной беседы.

• большую помощь оказывает игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). В старшем дошкольном возрасте должны появляться портфели, звонки, совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре в «школу».

Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой.

Во время встреч педагогов начальной школы с воспитанниками происходит знакомство с детьми, с их индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, что сокращает для учителя время знакомства с новыми учениками.

Эмоциональный настрой поддерживает организованные встречи детей в детском саду с родителями, а также с выпускниками прошлых лет. Сюда входят беседы, рассказы о своей учебе и любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами, рассматривание картин на школьную тематику, а также и совместные мероприятия, например, изготовление игрушек, показ кукольного театра, совместные праздники.

В непосредственно образовательной деятельности и на занятиях (в подготовительной к школе группе) детей обучают способам выполнения заданий. Это вызывает у них интерес, вырабатывает умение слушать ответ товарища, вносить дополнения и поправки, доказывать свое мнение и, конечно же, полученные знания использовать в жизни (например, знание цифр в игре «Магазины»).

Чтение художественной литературы с обсуждением о школьной жизни, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС. Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Формирование у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 04:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....