Формирование у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса

Татьяна Валюк
Формирование у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса

Основной принцип дошкольного образования - полноценное прожива-ние ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).

ФГОС ДО

Новые нормативные документы, отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизмерению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универ-сальных учебных действий.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому нам следует готовить дошкольников к грядущим переменам в привычных для них условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения определено 4 вида универсальных учебных действий, соответст-вующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД –

сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учеб-ной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентра-ция; регулятивные действия – функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности; познавательные знаково-символические действия – моделирование; коммуникативные УУД – учет позиции собеседника; умение организовать и осуществлять сотрудничество; адекватность передачи информации и отображение предметного содержания в условиях деятельности.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать:

• совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей; соотнесение с этическими принципами происходит в процессе коллективной беседы.

• большую помощь оказывает игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). В старшем дошкольном возрасте должны появляться портфели, звонки, совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре в «школу».

Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой.

Во время встреч педагогов начальной школы с воспитанниками происходит знакомство с детьми, с их индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, что сокращает для учителя время знакомства с новыми учениками.

Эмоциональный настрой поддерживает организованные встречи детей в детском саду с родителями, а также с выпускниками прошлых лет. Сюда входят беседы, рассказы о своей учебе и любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами, рассматривание картин на школьную тематику, а также и совместные мероприятия, например, изготовление игрушек, показ кукольного театра, совместные праздники.

В непосредственно образовательной деятельности и на занятиях (в подготовительной к школе группе) детей обучают способам выполнения заданий. Это вызывает у них интерес, вырабатывает умение слушать ответ товарища, вносить дополнения и поправки, доказывать свое мнение и, конечно же, полученные знания использовать в жизни (например, знание цифр в игре «Магазины»).

Чтение художественной литературы с обсуждением о школьной жизни, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС. Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Насекомые и пауки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Формирование у воспитанников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 04:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»
В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы "Сосновый бор"....
Мастер-класс «Изготовление символа Международного дня защиты детей»
Уважаемые, коллеги! Предоставляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению символа Международного дня защиты детей. Приближается 1 июня. Во всех...
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год...
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год ( старшая группа. Подготовила: Середонина И. В. Воспитатель 1 категории...
Фотоотчет по аппликации в подготовительной группе «Наши шедевры из яичной скорлупы»
Аппликация из яичной скорлупы -это очень интересное и увлекательное занятие, так как для поделок не требуется много затрат. Яичную скорлупу можно найти в...
Оформление участка к лету. Мастер-класс «Камыши»
Для Водяного, которого я сделала в предыдущем МК, кроме водоёма, ( он у нас на площадке детского сада с прошлого года остался) требуются ещё какие- то...