МААМ-картинки

Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями

Ветчинкина Галина
Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями

Представления о здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальной недостаточностью чаще всего фрагментарны, валеологическая мотивация низкая в связи с их ограниченным жизненным опытом и нарушением когнитивной сферы. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы с такими детьми является формирование у них основ валеологической культуры, которая включает:

-представления о самих себе, строении тела человека;

-овладение основными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

-знание основ здорового образа жизни;

Публикация «Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

-усвоения правил безопасного поведения в быту и природе.

Реализация данного направления осуществляется поэтапно через специальные занятия и предметно-практическую деятельность, имеющие тематическую цикличность: «Я и мое тело», «Я ухаживаю за собой», «Я и мое здоровье», «Я и мир вокруг меня» Все занятия носят комплексный характер, содержат игровые элементы, практические упражнения, проблемные ситуации, театрализованные приемы, и направлены на создание положительной мотивации у детей к усвоению знаний валеологического характера. Предметно-развивающая среда для этих целей имеется в кабинете социально-бытовой ориентировки и тренировочной квартире.

Для более прочного усвоения детьми с нарушением интеллекта знаний, умений и навыков коррекционно-воспитательная работа ведется с опорой на различные анализаторы: зрительный (включение наглядного материала, схем и условных изображений, просмотр видео и презентаций, слуховой (восприятие информации на слух, кинестетику (выполнение упражнений и движений, речедвигательную деятельность (проговаривание своих действий, оценка выполнения и т. п.)

Первоначально с детьми проводится цикл занятий, объединенных тематикой «Я и мое тело», который предполагает знакомство детей со строением человеческого тела, дети учатся правильно называть и показывать на картинке, муляже, на себе части тела, получают представления о том, для чего нужны человеку органы чувств, части лица и т. п.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни начинается с овладения детьми основными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Занятие с элементами театрализации «В гостях у Мойдодыра» способствует росту мотивации у детей с умственной отсталостью при овладении такими навыками. Ряд занятий, объединенных тематикой «Я ухаживаю за собой» включает беседы: «Для чего нужно чистить зубы», «Правила чистюли», «Как ухаживать за своим телом», «Как нужно ухаживать за волосами» и др. Пошаговый метод в практических упражнениях, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода, позволяют сформировать у детей определенные навыки личной гигиены и умения самостоятельно обслуживать себя.

Цикл занятий «Я мое здоровье» направлен на получение детьми знаний о здоровом образе жизни: это сведения по правильному уходу за собой, выработка негативного отношения к вредным привычкам, значимость для здоровья человека режима дня, прогулок и утренней зарядки. Также воспитанники усваивают различные приемы самооздоровления: учатся выполнять самомассаж, делают зрительные и дыхательные гимнастики, закаливающие процедуры, релаксационные упражнения. Тематика занятий разнообразна: например, при изучении темы «Питание» дети знакомятся с полезными для здоровья продуктами, культурой питания, учатся самостоятельно готовить витаминный салат. Тема «Цвет моего настроения» - в занятия входят игротренинги, арт-терпевтические техники, дети учатся снимать мышечное и внутреннее напряжение, позитивно сотрудничать с окружающими.

В рамках темы «Я и мир вокруг меня» дети изучают правила безопасного поведения в быту и природе. Для этого с ними в доступной форме проводится инструктаж по технике безопасности при пользовании бытовыми приборами, часть занятий направлена на изучение правил дорожного движения: «Наш друг – Светофорик», «Как вести себя в общественном транспорте», и др. Темы занятий «Наши друзья – комнатные растения», «Бережем природу», «Солнце, воздух и вода» имеют и экологическую и валеологическую направленность, как тесно взаимосвязанные понятия.

Таким образом, коррекционно-воспитательная работа по формированию валеологической культуры у детей с интеллектуальной недостаточностью направлена на укрепление и сохранение их здоровья, имеет большое значение для подготовки детей к самостоятельной жизни, что дает, в дальнейшем, возможность особому ребенку успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учрежде-нии. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение,.

Формирование массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника Влияние массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника. "Педагогический процесс только тогда хорош, когда в.

Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения -Формирование речевого дыхания предполагает, и выработку воздушной струи. -Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста .

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями 4–5 лет. НОД «Моя семья» Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями (4-5 лет). Форма НОД: совместная деятельность.

Индивидуальное коррекционное занятие для детей с интеллектуальными нарушениями «Домашние животные и их детеныши» Тема: «Домашние животные и их детеныши» Задачи: • учить понимать обращенную речь, действовать по словесной инструкции; • активизировать.

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ .

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 9 мая 2017 в 15:59
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД