Лучший педагог года

Формирование экологического сознания у обучающихся

Светлана Гришмановская
Формирование экологического сознания у обучающихся

«Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе –это процесс.

Работать вместе – это успех!»

Генри Форд

Экологическое сознание – это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий негативного отношения к ней. Кроме того, то понимание, это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая обстановка сложилась во многих регионах нашей страны. Варварски вырубаются леса, загрязняются реки, воздух, разрушаются почвы, сокращается биологическое разнообразие видов, которое уже невозможно будет восстановить. Истощаются запасы нефти. Не секрет, что многие заболевания вызваны зараженной средой, рождаются дети с различными патологиями. Вместе с тем, экологическое сознание россиян еще крайне низкое. Часто приходится наблюдать такую картину, когда молодые мамы в угоду малышу срывают с клумбы цветы, ломают ветки деревьев и др. Задача формирования экологического сознания начинать необходимо с рождения ребенка, продолжая этот процесс в дошкольном учреждении, а затем в школе.

Публикация «Формирование экологического сознания у обучающихся» размещена в разделах

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. В школе проводится систематическая работа по экологическому воспитанию через акции, проекты, работу кружков, внеурочную деятельность, участие в экологических конференциях и др.

Экологическое сознание – это личностный результат освоения при изучении биологии, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий – это метапредметный результат. Эти результаты достигаются в процессе формирования и развития УУД. Использование возможностей сети Интернет в учебной деятельности школьников помогает учителю решить ряд важных задач:

• Организовать дополнительную работу с учениками, стремящимися получить новые знания;

• Развивать познавательную активность школьников, используя их интерес к современным информационно-коммуникативным технологиям;

Формировать у школьников УУД, ИКТ-компетентность и др., умения и качества, необходимые в современном мире.

Формирование экологического сознания проходит длительный путь, который можно разделить на уровни экологического сознания :

1-й уровень – уровень эмпирических представлений, сформированных путем опыта и житейски усвоенных природоохранных умений;

2-й уровень – это когда человек владеет комплексом знаний и природоохранных умений;

3-й уровень – это высшее достижение экологического сознания, когда экологическое самосознание превращается в мировоззрение личности и определяет не только природоохранную деятельность, но и всякую трудовую деятельность. Таким образом экологическое сознание эволюционирует от понимания положительного отношения к экологической информации до прочного и устойчивого убеждения общественной и личной значимости усвоенной экологической идеи.

Результаты сформированности определенного уровня экологического сознания является экологическое поведение.

Я считаю, что экологически ориентируемые уроки биологии более всего способствуют формированию экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее надо использовать.

Экологически ориентированные уроки должны строится с учетом следующих принципов:

- каждый последующий урок дополняет предыдущий;

- принцип междисиплинарности;

- непрерывности;

- сочетание глобального и краеведческого подходов;

- сочетание восприятия среды с практикой ее охраны.

В своей работе использую УМК Н. И. Сонина. Вместе с ним добавляю в уроки элементы экологических знаний. Так в 7-8, 10-11 классах использую сборник заданий по экологии авт. Ердакова, где с помощью интересных заданий учащиеся расширяют и углубляют знания в этом направлении. Тем самым акцентирую внимание на экологии Томской области.

Стараюсь учитывать возрастные особенности школьников и провожу разновидности уроков, как:

• урок-дискуссия (в теме «Биосфера» «Спасет человеческий разум планету или погубит ее?»);

• урок-лекция (старшие классы «Биосфера и ее границы»);

• урок-семинар «Влияние выхлопных газов на здоровье человека»;

• урок-экскурсия («Жить или выживать?» - изучение состояние леса после пожара; «Источник жизни – Мир воды!»; знакомство с растениями и животными биоиндикаторами (7 класс)

• проблемный урок «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний» с просмотром видеофильма. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».

Для формирования экологического сознания использую разнообразные методы и приемы: тесты экологического содержания, экологические сказки, загадки, стихи и др.

Кропотливой длительной подготовки требует такая работа с учащимися, как:

- написание реферата «Путешествие капельки воды»;

- составление синквейнов;

- коллективные исследования «Использование бросового материала в практической деятельности человека».

Но решить задачу формирования экологического сознания только на уроках невозможно.

Во-первых, как видно из перечисленных форм, методов и приемов, многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения. Поэтому начатый на уроке процесс формирования экологического сознания я продолжаю во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность расширяет границы непосредственного опыта детей. На практике осуществляются интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.

Мероприятия внеурочной деятельности:

- это участие в акциях;

- ежегодное участие в районной научно-практической конференции «Юный исследователь»;

- в рамках декады предметов естественно-научного цикла организую работу станции «Биологическая» в интеллектуальном марафоне «Жизнь среди жизни»;

- дни защиты от экологической опасности;

- фестиваль «Единство непохожих».

Результатами моей работы по формированию экологического сознания школьников :

1. Тестирование, срезовые контрольные работы по экологической тематике (абсолютная успеваемость составляет 100%, качество - 75% и выше).

2. Подготовлено около 20 экологических проектов по темам мониторинга окружающей среды, экологии человека, охрана лесов за последние 3 года.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников и родителей к сохранению водных ресурсов и их рациональному использованиюПриобщение дошкольников и родителей к сохранению водных ресурсов и их рациональному использованию Актуальность проблемы: 1. Растущие потребности промышленности и сельского хозяйства в пресной воде. 2. Проблема сохранения существующих.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологического сознания у обучающихся
Опубликовано: 30 марта 2015 в 11:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД