Лучший педагог года

Формирование экологической культуры детей

Светлана Ярмоленко
Формирование экологической культуры детей

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами природного материала и взаимодействия с семьёй

Ярмоленко С. Б. МБДОУ д/с №16

Вопрос экологического воспитания дошкольников важный, интересный и актуальный.

Мы убеждены в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще красивее и богаче.

Публикация «Формирование экологической культуры детей» размещена в разделах

Проанализировав много литературы, я остановила свой выбор на программе С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая появилась одной из первых в 90-х годах.

«Юный эколог» включает две подпрограммы

1. программу экологического воспитания дошкольников

2. программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей.

Изучив данную литературу, я поставила перед собой цель: воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

Уточнить и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях;

Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

Формировать элементарные представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса;

Развивать гуманное эмоционально – доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;

Развивать познавательный интерес к окружающему миру;

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

В педагогическом процессе я использую такие методы экологического образования, как наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций);словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, составление рассказов, использование фольклорных материалов).

В совместную деятельность взрослого и ребенка я включаю:

1. экологические праздники и досуги.

2. опыты.

3. беседы.

4. проектная деятельность.

5. наблюдения и труд в уголке природы.

6. чтение художественной литературы экологического содержания.

7. сбор коллекций семян, камней, листьев.

8. труд в природе.

9. экологические игры разного вида.

10. использование фольклора.

11. целевые прогулки на природе.

12. создание книг самоделок.

13. работа с моделями.

С целью повышения экологической воспитанности детей использую кружковую работу. Разработала план работы кружка «Юные чародеи» с детьми подготовительной группы. Здесь дети с огромным удовольствием работают с природным материалом, который заготавливают сами, во время целевых прогулок.

Огромное удовольствие принесло детям создание мини-музея «Чудеса природы». Для пополнения мини-музея дети приносили посуду из бересты, поделки из коряг, камней, и т. п.

При работе с детьми периодически устраивали экологические праздники, где уточняли представления детей о пословицах и поговорках, загадывали загадки о явлениях природы, о животных. Во время таких мероприятий обобщали знанияо народных приметах, после чего дети с любопытством наблюдали правдивость этих примет.

Особое внимание уделялось работе с родителями. Кроме тематических собраний, консультаций, индивидуальных бесед, проводились конкурсы совместных поделок родителей и детей из овощей и фруктов. После проведения конкурса мы с детьми сочиняли сказки и обыгрывали их при помощи этих поделок.

При систематическом проведении работы по экологическому воспитаниюзаметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознании детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы. Особую заботу дети стали проявлять к животному миру.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.

Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Использованная литература

1. Ворнкевич,О. А. Добро пожаловать в зкологию [текст] : учебное издание/ О. А. Воронкевич – СПб., «Детство-пресс» - 2006. – 496с.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова - М., ТЦ Сфера - 2003. - 56 с.

3. Кондратьева, Н. Н. «Мы» [текст] : программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева – СПб., Детство-пресс - 2003. - 240 с.

4. Коротков, Г. И. Цветы дети колыбели [текст] : сборник для воспитателей/ Г. И. Коротков – 2012.- 21с.

5. Лопатина, А. А., Скребцова, М. В. Экологическое воспитание дошкольников [текст] : пособие для воспитателей/ А. А. Лопатина - Амрита-Русь - 2010. – 128с.

6. Николаева,С. Н. Юный эколог [текст] : пособие для воспитателей/ С. Н. Николаева - Мозаика-Синтез – 2004. – 128с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей
Опубликовано: 3 марта 2014 в 19:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД