Лучший педагог года

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС 

Мурыгина Ирина Васильевна
Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

Мурыгина И. В., воспитатель

«Охранять природу — значит охранять Родину».

М. М. Пришвин

От уровня экологической культуры зависит будущее молодого поколения. Понимая важность данной проблемы, мы определили приоритетное направление нашей работы – экологическое воспитание дошкольников.

Публикация «Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС » размещена в разделах

Основной задачей экологического воспитания является создание у детей, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания.

Ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. [5 с. 6]

Сформированность экологической культуры выражается в наличии у детей устойчивых знаний о существующих взаимосвязях в природе; в бережном отношении к природе, правильном понимании понятия «здоровый образ жизни», эмоциональной отзывчивости к живой природе, положительных ощущениях от восприятия и любования природой; в умении познавать особенности окружающего мира.

Разумное отношение к окружающей нас среде, к природе, которое прочнее всего формируется в дошкольном возрасте, должно стать критерием оценки нравственных качеств человека. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для создания прочного фундамента экологического воспитания человека. Маленький ребенок верит всему, о чем ему рассказывает взрослый и смотрит на мир с открытой душой и сердцем. Поэтому то, как он будет относиться к этому миру, зависит, прежде всего, от нас - взрослых. Перед нами стоит сложная задача - показать, рассказать об уникальности и красоте окружающей нас природы так, чтобы детям захотелось ценить и беречь ее.

Работу по формированию экологической культуры и здорового образа жизни необходимо осуществлять ежедневно, последовательно и кропотливо. В данном процессе развития старший дошкольный возраст является серьезным этапом.

У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой осуществляются на бессознательной основе. Они ощущают себя естественной частью природы, не выделяют себя из объектов и субъектов. Дети опытным путем усваивают свойства объектов и явлений природы (полив из лейки цветов на клумбе, результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок – вода, связи, возникающие между предметами и явлениями (песок сухой не лепится, а мокрый лепится). Мыслительная деятельность воспитанников развивается активнее, их ответы становятся развернутыми. У детей появляется познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО; появляются вопросы: зачем, почему, откуда, где?

Дети получают большой объем знаний о растениях и животных родного края. Расширяются представления о домашних животных, их значении в жизни человека. Воспитанники получают необходимые знания о том, как заботится о них в разное время года.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Воспитанников необходимо включать в посильную для их возраста практическую деятельность. Для этого надо создать необходимые условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Поддержание положительного эмоционального настроя у воспитанников будет способствовать дальнейшему правильному отношению к себе, как части природы; пониманию ценности жизни и здорового образа жизни и их зависимости от состояния окружающей среды.

Для реализации данного направления работы мы используем следующие формы работы с детьми :

- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;

- игры экологического содержания :

дидактические игры («Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?»);

предметные игры («С какого дерева листок?», «Чей домик?», «Найди такой же»);

словесные игры («Когда это бывает?», «Можно - нельзя»);

подвижные игры экологического характера («Коршун и цыплята», «Мышки и кот», «Солнышко и дождик»);

игры - путешествия «Путешествие в заколдованный лес», «В гости к Лешику»);

строительные игры с природным материалом;

игровые ситуации, отражающие различные события в природе или различную деятельность взрослых.

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);

- чтение литературы природоведческого содержания; просмотр картин, презентаций природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом - практическая познавательная деятельность сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;

- экологические праздники;

- оформление гербариев из лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала; создание творческих композиций на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

- интегрированные занятия.

Таким образом, в процессе решения задач по экологическому воспитанию можно вырастить экологически грамотного человека, способного любить, ценить, беречь природу и вести здоровый образ жизни.

Литература:

1. Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. // Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников - СПб. : детство-пресс, 2003

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

3. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М. : «Мозаика-Синтез», 2002

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.

5. Токарева Г. В. Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3.

Публикации по теме:

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период - один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.

Формирование привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется.

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры Подготовила инструктор ФИЗО Баймашкина Алла Владимировна.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровье – это большой дар. Когда мы говорим о здоровье детей, речь идет.

Методические рекомендации «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Очень.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Воспитание детей разного возраста включает в себя большую работу по формированию здорового образа жизни. Родители своим примером доказывающие,.

Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС 
Опубликовано: 20 марта 2018 в 21:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД