Формирование экологической культуры — с детства

Татьяна Кабанкова
Формирование экологической культуры — с детства

Колокольчики звенят сердечно,

Запоют весною соловьи.

Красота природы будет вечной,

Только не жалейте для нее своей люб

Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства, – по такому принципу работает МБДОУ № 119 Пролетарского района города Тулы. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.

Приоритетное направление в работе нашего МБДОУ –познавательно-речевое (экологическое развитие детей дошкольного возраста). С 2008 года детский сад является базовой инновационной площадкой по теме «Первые шаги в экологию» и с 2011 года входит в состав творческой лаборатории по осуществлению муниципального проекта экологического образования.

Экологические знания дети нашего МБДОУ получают не только на специально отведенных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов в экологической лаборатории, на занятии по изо, в играх и при решении логических задач, во время ухода за животными, живущими в детском саду.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Недалеко от МДОУ расположена березовая роща, что создаёт благоприятные условия для организации экологического воспитания детей.

Особенно эффективно проходя экскурсии в парк, где происходит живое знакомство с его обитателями. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

В каждой группе детского сада имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведённое для экскурсии по экологической тропе. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

На участке детского сада есть огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса.

На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Углубленную работу по данному направлению ведет воспитатель МДОУ Казимирова Алевтина Борисовна, организуя работу по дополнительному образованию через кружок «Юный эколог».Программа кружка разработана при помощи педагогов областного биолого-экологического центра. Особое место педагог отводит опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе экологического воспитания. В ее группе создана экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребёнок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. Знания, умения и навыки наших воспитанников по данному направлению выше, чем у большинства их сверстников.

Постоянно пополняется и обновляется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же хранятся рукописные книги, написанные детьми. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

Экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности.

По изодеятельности систематически проводятся комплексные занятия, где особое место отводится воспитанию бережного отношения к природе. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа. Экологические проблемы решаются на занятиях кружка «Разноцветный мир». Педагоги учат детей изготавливать красивые поделки из бисера и изображать в рисунках различные природные явления.

Педагоги и дети принимают активное участие в различных экологических конкурсах и выставках. Дети с нетерпением ждут подведения итогов, испытывают гордость за свой детский сад и удовлетворение в том, что и они вложили частицу своего труда в эту победу.

Значительная роль в вопросе экологического воспитания отводится родителям воспитанников. В совместной работе детского сада и семьи проводятся консультации, беседы, родительские собрания, тематические выставки детских работ, организуются совместные мероприятия.

В ходе работы по экологическому развитию:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

И «пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается родная природа», писал В. А. Сухомлинский.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры — с детства
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 21:18
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...