Папки-передвижки

Формирование экологической культуры у дошкольников

Татьяна Возмищева
Формирование экологической культуры у дошкольников

Формирование экологической культуры у дошкольников

Возмищева Татьяна Сергеевна,

Воспитатель I кв. к. ,

МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 52” АГО

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических зна-ний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмо-ционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встре-чает малыша морем звуков и запахом, тайнами и загадками, заставляет остано-виться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чув-ство привязанности к тому месту, где родился и живёшь и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Публикация «Формирование экологической культуры у дошкольников» размещена в разделах

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Роди-на. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский пи-сатель Михаил Пришвин.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относитель-ной гармонии с природой.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологическо-го образования. И цель педагогов в работе с детьми – заложить первые ориен-тиры в мире природы: растений и животных, как живых существ и их зависи-мости от условий жизни

Для реализации этой цели я выделила следующие задачи:

1. Развитие познавательного интереса к миру природы.

2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведе-ния.

3. Формирование представлений о моральных принципах: справедли-вость, честность.

4. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объек-тами и явлениями.

5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в це-лом.

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которо-го на духовный мир человека и, пожалуй, прежде всего, ребёнка - дошкольника трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира рас-тений и животных, способствовали активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. То-гда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Есть ещё одна очень важная задача, для решения которой старались всеми силами приблизить детей к живой природе – воспитание доброты, человечности. Возбуждать симпатии к животным, раскрывать их свойства, повадки, их суть – вот один из путей воспитания доброго отношения к ним.

Пожалуй, самое действенное значение имеет практическая деятельность де-тей. Ежедневные ухаживания за растениями, животными способствует появле-нию у дошкольников особо бережного, заботливого и, конечно, нежного отно-шения к беспомощным живым существам. У детей появляется сочувствие, прак-тическая готовность прийти на помощь и сделать всё необходимое для выжива-ния молодых организмов. Постепенно дети стали осознавать, как от действия и поведения людей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и жи-вотных. Сравнивая герани, дети отметили, что герань, которая стоит на солнеч-ной стороне – невысокая, пышная, листья широкие закрывают стебель. А та, ко-торая стоит на затенённом месте, имеет длинный стебель, но листьев мало, и они небольшие по размеру. Значит, делают вывод дети, растению нужен свет, солн-це, и эту герань надо поставить на солнечную сторону. На подобных примерах дети осмысливают роль труда человека в жизни растений и животных, способы своего взаимодействия с объектами природы.

Большое значение для осуществления экологического воспитания имеет эстетическое восприятие природы. Поэтому мы с детьми рассматривали репро-дукции картин И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. И. Левитана «Золотая осень», «Большая вода» под музыку П. И. Чайковского.

Я старалась научить детей эстетически грамотно воспринимать окру-жающий мир. Это значит не только показать, но и описать словесно: краски и оттенки закатного неба и зари, форму облаков, звёздное небо и луну.

Чтобы наши воспитанники не только видели, но и слышали звуки приро-ды. Часто с детьми мы прислушиваемся к пению птиц, к шороху ветра и тут же сочиняем сказку. Прогулки наши стали интересными, эмоциональными.

Сначала я сама рассказывала детям сказки. В сказке о незадачливых ту-ристах дети узнали, какой вред может нанести человек лесу во время своего от-дыха. Позже я стала предлагать детям самим придумывать сказки: «О чём плачет берёза?», «Солнечный зайчик», «Муравей и его друзья» и т. д. Благода-ря экологическим сказкам дети научились не только оберегать и любить всё жи-вое, но и понимать последствия действий человека.

В формировании этических представлений и гуманных чувств у стар-ших дошкольников особое место отводили беседам. Благодаря беседам на нравственные темы, имели возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «справедливость», «дружба». В беседах использовали как личный опыт детей, рассказы их о животных, так и известные им художественные произведения о животных, иллюстрации к ним. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им.

Моя работа не была бы полноценной, если не тесное сотрудничество с родителями. Семья как среда развития личности оказывает влияние на форми-рование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравствен-ного воспитания, который неразрывно связан с экологическим, также заклады-вается в семье и именно в период раннего детства. Большое внимание уделяла совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способ-ствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родите-лей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребёнка. Зачастую интерес родителей к эколо-гическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада. Так, предлагала детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы: где можно найти воду дома? Для чего нужна вода дома и бережём ли мы её? Как ведут себя кошка, собака? Как растут комнатные растения?

Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и приро-да».

С удовольствием родители принимали участие в выставках поделок из природного материала, который делали вместе с детьми: «Весенняя сказка», «Осень в лесу», «Люблю я сказок мир чудесный».

Перед родительским собранием с темой «Радость общения с природой», предложила родителям ответить на вопросы анкеты:

1. Любит ли ваш ребёнок природу?

2. В чём это проявляется?

3. Часто ли вы бываете с ребёнком на природе?

4. Как проходят такие прогулки?

5. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы. Учить стихи о природе?

6. В чём испытывали трудности?

7. О чём бы вы хотели узнать на собрании?

Родителям понравилась рубрика наших собраний «Домашний доктор». Многие делились своими советами. Я в свою очередь рассказывала, как можно вывести из организма радионуклиды, используя в пищу свеклу, рыбу, яичную скорлупу.

Интересно проходили совместные походы и прогулки в лес, к водоёму. Во время таких прогулок мы с родителями старались предвидеть и предупре-дить возможное нарушение правил поведения в лесу.

Проявление у родителей интереса к экологическому воспитанию детей стимулировало и создание стенда «Панорама добрых дел», где оценивалось участие детей в разных видах деятельности и поступках:

1. Труд в природе.

2. Изготовление плакатов.

3. Дежурство в уголке природы.

4. Интересные наблюдения в природе.

5. Отношение к растениям и животным дома.

Проводя дидактические игры с растениями и животными, учила детей распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способ-ствовало формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка. Дети чув-ствовали, что мир наполнен живыми, радующимися существами, требующими бережного и уважительного отношения. Дети должны ощутить право на жизнь, жизнь даже маленькой букашки. Не дать поселиться равнодушию в детском сердце – еще одна задача, которую мы поставили перед собой.

Доброта начинается, прежде всего, с любви к природе, ко всему живо-му, что окружает нас в повседневной жизни. И надо помочь детям полюбить всё это.

Конечно, правильное обращение ребёнка с животными само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребёнка. Дошкольник учится рас-познавать настроение живого существа, его своеобразия, что способствует фор-мированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка.

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно - ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Публикации по теме:

«Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры» Актуальность Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его намного добрее, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных.

Формирование экологической культуры дошкольников (консультация для родителей) Для родителей «Быть может вся природа – сиянье красоты? Сказать мгновенью: стой! Быть может, вся Природа – мозаика цветов? Быть может,.

Формирование начал экологической культуры дошкольников В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема: «Формирование основ экологической культуры» Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить,.

Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами В настоящее время, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Формирование экологической культуры на народных традициях Чувашского края. В последние десятилетия человечество столкнулось с комплексом разнообразных проблем, среди которых особую значимость приобрел глобальный.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у дошкольников» Консультация для воспитателей «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ» За вторую половину уже прошлого столетия природа нашей.

Перспективный план «Формирование проектно-исследовательских умений, навыков и экологической культуры у дошкольников» Перспективный план по теме «Формирование проектно-исследовательских умений, навыков и экологической культуры у дошкольников в процессе.

Перспективный план работы с детьми «Формирование экологической культуры дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у дошкольников
Опубликовано: 30 апреля 2017 в 20:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД