Лучший педагог года

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр

Людмила Кудряшова
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр

Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. Ребенок с раннего детства встречается с математикой. И в дошкольном, и в младшем школьном, и в старшем школьном возрасте математика неизменно помогает ребенку вырабатывать правильные понятия и глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В то же время математика способствует развитию детей любого возраста. В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных систем и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, что и определило выбор темы. Работа проводилась на основании использования сюжетно-ролевых игр по методике А. А. Смоленцевой.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Цель работы: раскрыть сущность и значение сюжетно-ролевых игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

выявить совокупность педагогических условий и их применения в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГТ.

создать система сюжетно-ролевых игр, интегрированных с выполнением образовательных проектов, обеспечивающую повышение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

использование обобщенных материалов исследования и методические рекомендации в работе с детьми Детский сад №103

выявить роль сюжетно-ролевых игр в математическом развитии дошкольника;

охарактеризовать своеобразие сюжетно-ролевых игр математическим содержанием для старших дошкольников.

Методологическая основой работы:

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Смоленцева А. А. сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

3. Федеральные Государственные Требования.

4. Помараева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сад.

5. Помараева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сад.

6. Комплексные занятия по программе «Отрождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой.

7. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня.

8. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе программе «Отрождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С, Комаровой, М. А. Васильевой

9. Программа формирования элементарных математических представлений в детском саду.

А. А. Смоленцева в своей работе сформулировала принципы организации сюжетно - ролевой игры, эти принципы важно знать, чтобы развернуть игру.

Принципы организации сюжетно - ролевой игры.

1. Отбор знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.

3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль.

6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

7. Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Дети крайне редко включают в игру счет, измерение, взвешивание и др.

Так, например, в игре «Магазин» ребенок пересчитывает предметы, измеряет ткань, ленты, выявляет умения пользоваться приемами определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же», с удовольствие использует предметы заменители.

Детям интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки.

Важно направлять игру детей, сохранять самодеятельный и творческий характер игры с использованием косвенных методов

Можно спросить как организовать сортировку товара, и как нужно его пересчитывать и т. д.

В организации и проведении сюжетно-ролевых игр можно условно выделить три этапа.

1 этап - воспитатель направляет развитие сюжета, контролирует действия детей.

На 2 этапе ведущую роль начинают выполнять дети, воспитатель принимает участие на второстепенных ролях.

На 3 этапе - дети самостоятельно выбирают сюжет игры, разыгрывают роли, используют счетно-измерительные действия, а воспитатель наблюдает за игрой и лишь в некоторых случаях включается в игру.

Развитие сюжета с учетом средств сюжетно-ролевой игры, применением дидактического материала математического содержания в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей. Помимо основных задач математического содержания в сюжетно-ролевых играх обязательно уделяется внимание нравственно-воспитывающим аспектам. С ознакомлением детей с трудом взрослых параллельно воспитывается и уважение к труду, бережное отношение к продукту труда.

Для проведения сюжетно-ролевой игры подготавливается игровой материал заранее. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры. У детей при этом развивается инициатива, и они получают чувство удовлетворения от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.

Игровой материал обыгрывается до начала занятия, при этом предупреждая детей о его назначении. Это нужно, чтобы на занятии, во время сюжетно-ролевой игры внимание привлекала только математическая сторона, а не игровая.

После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, проводим игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но закрепление математического материала.

Постоянная работа в данном направлении позволит повысить уровень математических знаний у детей старшего дошкольного возраста, у них сформируется соответствующий уровень умений и навыков.

Мною разработан Перспективный план сюжетно-ролевых игр

с математическим содержанием,в котором указаны цели сюжетно ролевых игр, средства, способы, предварительная работа.

Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием способствуют развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать, спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-ролевая игра вне занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные представления.

Публикации по теме:

Чего боятся дети в дошкольном возрасте? Да, каждый ребёнок чего-то боится. Детям уже на первом году жизни знакомы ночные страхи, а на втором году -- страх одиночества. Малыши могут.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 27 марта 2014 в 22:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД