Формирование эмоционального словаря в игровой деятельности. Дидактические игры и пособия

Елена Русак
Формирование эмоционального словаря в игровой деятельности. Дидактические игры и пособия

О. А.  новиковская:
"Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!"
Продолжая работу по формированию эмоционального словаря у детей с ОНР на логопункте детского сада, продолжаю оптимизировать процесс коррекции речевых недостатков через развитие эмоций и эмоциональных состояний.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр, подготовленных мною на мероприятие "Мастер-класс для учителей-логопедов" на МО Вельского района. За основу взяла пять эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх):

Формирование эмоционального словаря в игровой деятельности. Дидактические игры и пособия

1.

Игра

на развитие произвольного внимания и эмоционального воображения.

"Найди две одинаковые эмоции"

2.

Игра "Угадай эмоцию"

(для 2-х участников)

Цель: учить передавать эмоциональное состояние, развивать мимические мышцы лица,воспитывать интерес к разным эмоциям.

Материал: 10 Фишек-эмоций.

Ход игры:

Ребятам предлагается рассмотреть внимательно фишки с эмоциями. Один из играющих закрывает глаза. Другой участник берет любую эмоцию, прячет за спиной и просит другого словом "Угадай" по мимике лица узнать, какую эмоцию он изображает. Тот в свою очередь находит соответствующую эмоцию и старается передать ее настроение.

Примечание: такая же игра может быть использована для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные предложения по соответствующему настроению эмоции.

3.

Игра"Мой, моя, мое"

Цель: Учить согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с существительными в роде, числе и падеже, обозначающими части тела. Расширять словарный запас по теме "Наше тело". Обогащать речь словами-признаками. Вырабатывать умение отвечать на вопросы полным ответом по образцу. Развивать мимические мышцы лица, способность к описанию частей тела.

Материал: пиктограммы эмоциональных состояний (эмоциональный веер)

Ход игры: ребенок выбирает любую эмоцию. Мимикой показывает ее и с помощью наводящих вопросов педагога ("Какой у тебя рот? Какой у тебя лоб? Какое у тебя лицо? Какая у тебя эмоция? Какое у тебя настроение?") описывает свои части тела, согласуя с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ. Образец ответа ребенка: "У меня веселый рот. - Мой веселый рот. У меня веселые глаза. - Мои веселые глаза. и т. д. (Как правило, дети выбирают только положительные эмоции.) Тогда педагог может предложить по своему выбору эмоцию для статического удержания мышц лица в определенном положении, пока ребенок описывает свои части тела.

НАПРИМЕР: "Мой сердитый сжатый рот", "Мой сердитый сморщенный лоб", "Моя сердитая злая эмоция","Мое сердитое хмурое лицо", "Мои сердитые брови" и т. д. Педагог обращает внимание на то. как трудно удержать злую эмоцию на своем лице. Это потому что зло всегда победимо добром. Попросив улыбнуться,дает ребенку почувствовать, как легко расправились и расслабились его мышцы лица, когда он перестал сердиться. Педагог обращает внимание ребенка на то,что теперь у него "не стало (чего) сморщенного сердитого. лба, сердитого сжатого. рта и т. д. Заканчивать игру следует на позитивных эмоциях радости, удивления, восхищения и т. п.

Для вариации разных игр на развитие эмоциональных состояний и расширение эмоционального словаря предлагаю игры с использованием подготовленных мною пособий

1. "Пиктограммы эмоциональных состояний к игре "Разные настроения"

2. "Эмоциональный веер"

3. Упр. "Какого цвета эмоция"

4. Упр. "Положи фишку-эмоцию на соответствующий цвет настроения"

5. "Эмоциональная снежинка"

6. "Эмоциональный цветик-пятицветик" (можно сделать "семицветик")

7 "Эмоциональные медвежата"

8. Пиктограммы разных настроений к игре "Угадай эмоцию по характеру музыки"

9. Пиктограммы и соответствующие им цветовые "Фонарики" к игре "Угадай по цвету. какая эмоция пропала", "Угадай, какого цвета эмоция (на закрепление цветовых обозначений эмоций, развитие эмоциональной памяти).

Заключение.

Данный материал поможет логопедам оптимизировать процесс коррекции речевых нарушений, дает положительный результат в образовательных областях (ОО Коммуникация и Социализация) педагогического процесса.

Публикации по теме:
Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Тело, организм, эмоции
  • Зима
Автор публикации:
Формирование эмоционального словаря в игровой деятельности. Дидактические игры и пособия
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 14:27
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...
Аппликация «Мой друг снеговик»
ппликация на тему «Мой друг снеговик» с использованием манной крупы. Вот и пришла зима! Правда погода в этом году не особо радует нас снегом… А так уже...