Получи документы

Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности

Ольга Дикарёва
Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности

Ребёнок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребёнка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость-знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» (В. В. Зень-

ковский).

Публикация «Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности» размещена в разделах

Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театральной деятельности дошкольников. Театральная деятельность стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является средством становления его личности и социального опыта. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах:

• Становление и совершенствование театрализованной деятельности

Влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников;

Сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие театрализованной деятельности детей.

Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста де-

тей и уровня развития театрализованной деятельности. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение ситуации, часто возникающих в группе, способствует активизации эмоциональной отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками.

Понимание сущности и механизмов развития эмоциональной отзывчи-вости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом направлении.

К методам развития эмоциональной отзывчивости А. Т. Злобин относит:

• Смыслораскрывющие методы, позволяющие детям определить

ценность эмоциональных переживаний («Почему она тебе нравится?», «Каким бы образом ты мог изменить настроение своего друга?» и др.);

• Установки-общение(«Задай вопрос друг другу о его настроении».)

• Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, необходимо вспомнить, видел ли ты это раньше».)

• Сравнение («Сравни, чем отличается твоё настроение и настроение друга» и др.);

• Знаково-символические методы (детям предлагаются разнообразные знаки-средства эмоций (рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты и пр., с помощью которых они отмечают своё настроение);

• Мимические маски (детям предлагаются различные мимические изображения, эмоциональные схемы, пиктограммы, с помощью которых они демонстрируют свои эмоциональные проявления или эмоциональные состояния, а также соотносят их с речевыми клише);

• Пантомимические этюды («Я удивился», «Я обрадовался», «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось»,«Страшилки») ;

• Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников («Как ты думаешь, для чего человеку нужны эмоции, «Расскажи о сказочных героях, которые проявляли такие же эмоции, какие проявляешь сейчас ты» и др.);

• Методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга и т. п. ;

• Игровые методы и др.

Приобщение детей к театрализованной деятельности начинается со второй младшей группы, но подготовительную работу по формированию эмоциональной отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего возраста.

Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создаётся ситуация выбора, что-бы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-то указанием.

Для формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников нами разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок-драматизаций, разыгрываемых взрослыми для детей. Благодаря занятиям у дошкольников расширился круг понимаемых эмоций, они начали глубже понимать себя и окружающих. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим.

Вне занятий педагоги нашего образовательного учреждения активно используют в работе с детьми психологические игры и ритмопластику. Дошкольники привлекаются к играм в уголке ряженья, театрализованным играм, играм-драматизациям, осваивают различные виды театра : театр бибабо, теневой, пальчиковый театр, театр-рукавичку, плоскостной театр.

Таким образом, участие в театрализованной деятельности, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению.

Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.

Опираясь на собственный опыт и работы Л. В. Артёмовой, А. Н. Брызгаловой, Н. Ф. Губановой, Т. Н. Дороновой, Т. Н. Караманенко и других авторов, мы разработали практические рекомендации по организации театральной деятельности детей для педагогов нашего образовательного учреждения.

1. Создать условия для развития у детей театральных творческих способностей:

- Оборудовать зону театрализованной деятельности и «тихий уголок», где ребёнок может побыть один, порепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру.

- В зоне театральной деятельности следует разместить разные виды кукольного театра.

- Следует организовать несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.

- В этой зоне должна быть ширма для показа кукольного театра (лёгкая, удобная, с занавесом для смены декораций.) Маски, костюмы для ряженья, музыкальные инструменты.

2. Продолжительность занятий:

- 10-15 минут – в первой младшей группе

- 10-20 – во второй младшей группе

- 20-25 – в средней группе,

- 25-30 – в старшей и подготовительной группах.

3. Первые игры-занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей, затем он становится партнёром по игре.

4. При выборе литературного произведения следует учитывать знания и интересы детей.

5. При распределении ролей надо следовать основным правилам детского театра :

- Каждый ребёнок имеет право на роль;

- Все роли главные

- Роль подчёркивает достоинства и способности ребёнка.

6. Необходимо тесно сотрудничать с родителями, активно привлекать их к участию в театрализованных представлениях и спектаклях.

7. При подготовке спектакля необходимо избегать насилия над детьми, натаскивания, большого количества репетиций.

8. На спектакль желательно приглашать фотографа и видеооператора. Снятый видеофильм помогает детям увидеть себя со стороны.

9. Традицией детского сада должны стать выпускной спектакль и вручение памятных дипломов каждому ребёнку за наиболее удавшуюся ему роль.

Благодаря театральной деятельности наши воспитанники проигрывают множество ролей, проживают со своими героями множество жизней, учатся чувствовать, думать, сопереживать.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт).Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога - психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольниковЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности
Опубликовано: 25 марта 2020 в 11:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД