Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

Ольга Козыркина
Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

Эмоциональное развитие ребенка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоциональное развитие ребенка является первоосновой всего его психического здоровья.

Проблема постоянного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Самую многочисленную группу до60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с нарушением речи.

Отклонения в речевом развитии могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, объединенность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой, художественно-творческой деятельности и конечно эмоционального развития.

Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением речи способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений.

Ведь развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязана с особенностями его чувств и переживаний.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР очень актуальна и важна.

Организуя работу с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР по развитию эмоциональной сферы, я провела диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы предлагаемую психологами Ю. А. Афонькиной и Г. А. Урунтаевой.

Проблема, которая встала передо мной – это недостаточный уровень развития эмоциональной сферы у детей с ОНР, который является препятствием его познавательной активности.

Моя задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, научить узнавать и распознавать своё внутренне эмоциональное состояние и состояние взрослых и сверстников, активно реагировать на эмоции других, обогатить словарь за счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния.

Работа состояла из3 этапов.

На1 этапе активная роль в создании атмосферы принадлежит воспитателю.

Дети еще не умеют сами создавать нужную атмосферу, для этого не хватает опыта, обретение которого в процессе моделирования различных эмоциональных ситуаций становится содержанием работы. Я объясняла детям, что такое эмоциональная атмосфера, сопровождая описание соответствующих эмоций. Слушали с детьми аудиозаписи с разными музыкальными произведениями, рассматривали фотографии людей с разным эмоциональным состоянием. И тогда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства.

Здесь проводились игры «Я и мои эмоции» направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1. «Азбука общения»

В этой игре применяла приём поддержки ребёнка в ситуации неудачи, приём одобрения поведения детей.

В игре рассказываю детям о том, что у каждого человека бывают разные настроения. Называя ситуацию прошу детей ответить, какие чувства будут испытать в тех или иных случаях.

Затем прошу детей найти это настроение на карточках и назвать его. Далее предлагаю найти настроение на пиктограммах.

2. «Фоторобот»

В этой игре ребенок составляет лицо, выражающее определенную эмоцию (радость, грусть, горе, удивление). Это позволяет ребенку не только определить эмоциональное состояние, но и расширить словарь, т. к. ребенок описывает различные эмоциональные состояния, что очень важно для обогащения собственного эмоционального мира ребенка.

3. «Полянка настроений»

Дети с помощью разноцветных бабочек определяют своё эмоциональное состояние. Если настроение «положительное», то ребенок выбирает бабочек яркого цветы. Если грустное, печальное, то на полянке появляются бабочка серого, черного и фиолетового цвета. Разноцветные бабочки ассоциируются с цветом настроения и ребенок может рассказать о своем состоянии.

4. «Ребята с нашего двора»

Показав иллюстрацию предлагаю детям охарактеризовать данного персонажа. Если ребенок затрудняется дать ответ, то с помощью дополнительных, уточняющих вопросов подвожу к правильной формулировке изображенных эмоций и чувств. Вместе с ребенком обсуждаем почему возникла такая ситуация и как этим ребятам выйти из неё.

В этой игре использую метод моделирования, который положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотнести схематический образ с реальным.

Особенностью этой игры является зеркальный кубик. Посмотрев в зеркальный кубик, ребенок может изобразить ту или иную эмоцию и сравнить своё изображение с пиктограммой на этом кубике.

Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит когда дети усвоят представления о «несловесных» средствах выражения эмоций, т. е что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях.

Игровые упражнения из серии «Я и мой язык» направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. «Волны»

В игровом упражнении мы передаем разные эмоциональные состояния целого моря, используя различные выразительные средства: жесты, мимику, пантомимику.

Лента – это «волна» помогает объединить, сплотить, развить чувство общности. Это упражнение стимулирует моторное и эмоциональное самовыражение, снимает мышечное напряжение. Каждый ребенок – это «волна» вместе мы «море», когда подует ветерок волны начинают волноваться, качаться, гневаться, а когда ветер стихает, море успокаивается.

2. «Передай эмоции животного»

Чтобы научить детей не только слушать, переживать события, происходящие с героями, но и отражать эти эмоции, я учу детей изображать различных их животных с их типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали изображения, а также указывают, какой это был зверь страшный, добрый, злой или хитрый, т. е. саму эмоциональную атмосферу.

3. Мешок со страхами (многофункциональное пособие)

В этом упражнении использовала приём эффекта неожиданности, непривычности задания.

«Кто смелый?» Дети стоят вокруг мешка и произносят»: Кто смелый выходи и в мешочке посиди. Смелый залезает в мешок и сидит сколько может.

«Кто сидит в мешке?» Ребенок залезает с головой и пытается подружиться со своим страхом, с тем кто сидит в мешке. Дети его гладят, дотрагиваются, похлопывают и произносят: «Чтобы не бояться, надо улыбаться».

«Уходи страх» Дети рисуют свои страхи, рассказывают о них, затем рвут рисунки на кусочки или делают из них комочки и выбрасывают в мешок со словами: «Уходи страх, уходи и ко мне не приходи».

Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей используя приём прослушивания аудиозаписи, музыки для релаксации, звуков природы.

1. «Волшебный сон» – дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает установку: «Вы не заснёте по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Спокойно отдыхайте. Пусть каждому присниться хороший, добрый, «волшебный сон».

Воспитатель спокойным, размеренным тоном, выдерживая паузы читает стихотворение. Затем дети открывают глаза и встают.

2. «Брыкание» – упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всех ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

3. «Садовник» – упражнение направлено на развитие воображения, выразительности движений, снятие психоэмоционального напряжения. Воспитатель играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку.

Качественный способ оценки результативности системы работы по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР позволяет выделить следующие результаты:

1. Дети научились выражать собственное эмоциональное состояние мимикой, интонацией.

2. Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников.

3. Активно реагировать на эмоции других.

4. За счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния, обогатился словарь детей.

Публикации по теме:

Применение компьютерных презентаций в дошкольной практике В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
Опубликовано: 29 ноября 2012 в 20:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Паровоз.
МБС( К) ОУ «специальная ( коррекционная) начальная школа – детский сад №10» Конспект Непосредственно образовательной деятельности по аппликации На...
В рамках проекта «Калейдоскоп цветов» НОД «В мире цветов».
1. Цели: Расширять представления детей о цветах. 2. Активизировать словарь по теме "Цветы". 3. Развивать внимание, мышление, умение классифицировать и...
Фотоотчет об аппликации «Ласточки на проводах»
Совсем недавно на прогулке мы увидели ласточку сидящею на проводе. Уж очень она понравилась ребятам , и мы решили обязательно смастерить ласточку, только не...
Отчет о проведенном празднике «Рождественские встречи» старшая группа
Рождество Христово - один из самых больших и светлых христианских праздников. Большая работа по подготовке и проведению праздника была сделана с помощью...
Мастер-класс «Кукла из фетра»
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости сраницы. Сегодня хочу показать и рассказать, как я шила маленькую куклу из фетра. Увлеклась шитьем из фетра совсем...