Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей первого года жизни со взрослым

Валентина Фомина
Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей первого года жизни со взрослым

Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни с взрослым

Маленькие дети обладают врождённой способностью в общении. Общение с взрослым является условием и источником психического развития малыша. Во время общения происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются все навыки младенца: двигательные, сенсорные, эмоциональные, речевые.

В домах ребёнка потребность каждого из детей в общении с взрослым, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должны быть удовлетворены. Эту задачу мы решаем, используя различные виды контакта: эмоциональное взаимодействие, мимические проявления, речевое общение, прикосновения. Общение с ребёнком строим, основываясь на постоянном, неустанном желании познать своеобразие его индивидуальности. Тактичное всматривание, проникновение в эмоциональное состояние ребёнка, наблюдение за происходящими в нём изменениями позволяет создать основу для глубокого взаимопонимания между ребёнком и взрослым. Совместные игры и действия взрослого и ребёнка, использование жестов, особенно указательного, подражание действиям – всё это способствует формированию контактов ребёнка с взрослым. В основу работы мы взяли игры из книги Ю. А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста» Москва «Школьная Пресса» 2009г. Во время игр взрослого с ребёнком устанавливается тесная связь, ребёнок чувствует мотив, тепло, ласку, он становится спокойным, активным, самостоятельным.

Ниже приводится таблица, в которой отмечены показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами.

1 месяц

Показатели развития:

- Первая улыбка на разговор взрослого

- При контакте со взрослым успокаивается

Приёмы работы

- Поглаживать, тормошить, покачивать, щекотать, обнимать малыша

- Стимулировать улыбку в ответ на разговор взрослого

«Звуки» с. 73, «Забава» с. 73

- Легко дотрагиваться до ножек малыша, поглаживать его ступни, поглаживать ручки, перебирать пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребёнка «Наша птичка» с. 10

- После сна нежно и ласково прижимать ребёнка к себе. Раздевая его, поглаживать ручки и ножки, животик, нежно тормошить его грудку, улыбайтесь ему, смотреть в глазки, приближать и удаляйте своё лицо относительно его лица «Потянушеньки» с. 11

2 месяца

Показатели развития

- Быстрая улыбка в ответ на эмоциональное общение с ним

Приёмы работы:

- Играя с ребёнком, преувеличенно гримасничать

- Приплясывать с ребёнком на руках, напевая песенки, слегка приподнимая и опуская его, поворачивать влево - вправо

«Еду – еду» с. 12, «Тушки-тутушки» с. 13, «Потягушеньки» с. 13, «Ой, люли, люли» с. 14

- Разговаривать с малышом эмоционально - выразительно и личностно адресовано. Наклоняясь к малышу и удаляясь от него, тормошить его за грудку, напевно, с различными интонациями повторять звуки. Дожидаться ответа от ребёнка: восторженно смотреть на него, призывно улыбаясь, приглашая его к звуковому взаимодействию

- Напевать песенки, потешки «Жил-был у деточки маленький носик» с. 12

3 месяца

Показатели развития

- Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним

- Реагирует на пребывание в кругу знакомых улыбкой, воркованием, прекращением плача

- Оживляется или подаёт голос, когда к нему обращаются

Приёмы работы:

-«Пляска» ручками и ножками ребёнка

- Игры с воспроизведением звуков из «набора» самого малыша

- Отвечать ответной улыбкой на эмоционально-положительные реакции ребёнка

«Ай, люленьки» с. 16

- Разговаривать с малышом эмоционально-выразительно и личностно адресовано «Вот проснулись» с. 15

- Поглаживать щёчки, носик, шейку, ручки и ножки ребёнка различными мягкими предметами: кусочком шёлка, пёрышком, цветными кусочками ваты, мягкой кисточкой.

4 месяца

Показатели развития:

- Громко смеётся в ответ на эмоциональное общение с ним

- Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить

Приёмы работы:

-«Погулять» мягкой игрушкой по ребёнку

- Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с молчаливым присутствием в поле зрения ребёнка «Ай, люленьки!» с. 16

- Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с отходом от ребёнка

- Напевание песенок, потешек

«Ненаглядненький» с. 20

«Игры с шарфиком» с. 20

«Вздумалось детке» с. 21

«Смелый пилот» с. 21

«Кадриль» с. 22

5 месяцев

Показатели развития:

- Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи

- Тянется к знакомым людям

- Отличает близких от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека)

- Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого

- Узнаёт голоса знакомых людей

- Обменивается со взрослым звуками и выражением лица

Приёмы работы:

- Чередование ласкового разговора и улыбки со строгим голосом и серьёзным выражением лица

- Организовывать разговор двух взрослых в поле зрения ребёнка

- Игры – пляски: пляска с ручками и ножками ребёнка «Кадриль» с. 22

- Пение весёлых песенок, потешек: «Ладушки», «Гуси – гуси»

«Вздумалось детке» с. 21

«Смелый пилот» с. 21

«Кадриль» с. 22

6 месяцев

Показатели развития:

- Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного контакта

- Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться до человека

- Подкидывать малыша, чтобы спровоцировать ребёнка издавать звуки

«Вверх-вниз» с. 93

Приёмы работы:

- Держать ребёнка на коленях, махать его ручками, как крыльями «Гули – голубочки»

- Игры – забавы с воздушными шариками

- Пение весёлых песенок, потешек

7 месяцев

Показатели развития:

- Внимательно смотрит за действиями окружающих

- На вопрос «где?» находит хорошо знакомых людей

- Старается привлечь к себе внимание слогами или зовущими звуками

- «Требуя» продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подаёт голос, хнычет

Приёмы работы:

- В течение дня неоднократно обращать внимание ребёнка на того или иного взрослого

- Играя с малышом, активно разговаривать с ним, затем резко прекратить общение. Дождаться реакции и опять начать разговор «Ехал Тит на дрожках» с. 24

«Где деточка» с. 24

Экскурсия по группе с. 25

«Мчится поезд во весь дух» с. 25

«Достань из пакетика» с. 26

«Всё дело в шляпе» с. 26

8 месяцев

Показатели развития:

- Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает, вынимает и др.)

- Интересуется предметами, издающими звук

- Тянет руки навстречу взрослому

- Повторяет действия, вызывающие интересную реакцию взрослого

(н-р, смех)

- Движениями и звуками привлекает к себе внимание

Приёмы работы:

- Показывать малышу, как действовать с игрушкой (молоточком – стучать, мяч – толкать, из ведёрка вынимать игрушки) «Вынимаем из пакета» с. 148, «Толкаю мяч» с. 147

- Предлагать игрушки, издающие различные звуки: погремушки, пищалки «Музыкальная игрушка» с. 32

- Позвать ребёнка к себе, протягивая ему навстречу руки

«Подражаем» с. 88

- Посадить ребёнка к себе на колени, качая, приговаривать слова игры «Вверх – вниз»

- Экскурсия по группе

9 месяцев

Показатели развития:

- Любит обниматься

- Предлагает взрослому предмет, но не всегда отдаёт

- Играет в «прятки»

- Интересуется заводными игрушками

Приёмы работы:

- Показать ребёнку заводную игрушку, завести её, предоставив малышу наблюдать за ней, достать её «Показ заводной игрушки» с. 25

«Шляпа» с. 49

«Петушок» с. 48

«Поезд» с. 50

«Большие и маленькие кубики» с. 51

10 месяцев

Показатели развития:

- Специально бросает предметы, чтобы их поднимали

- При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («Сорока», «Прятки»)

- Замирает при слове «нельзя»

- Подражает действиям взрослого

- Подражает выражению лица взрослого

Приёмы работы:

- «Бросание прищепок» с. 147

- «Размазываем крем по мисочке» с. 139

- «Плюх и бултых» с. 145

- «Ку-ку» с. 85

- «Мишка спрятался» с. 84

- «Забавы перед зеркалом» с. 88

- «Маракасы» с. 68

- «Катаю мой мяч» с. 89

11 месяцев

Показатели развития:

- Понимает слово «нельзя» – прекращает действия

- Понимает несколько жестов: «указательный», «до свидания», «иди ко мне», «нельзя»

Приёмы работы:

- Увидев нежелательное действие ребёнка (стучит по столу чашкой, обращаясь к нему по имени, строго сказать: «Нельзя!». Если ребёнок не прекращает, повторить ещё 2-3 раза. Недопустим сердитый окрик. Лучше сразу переключить внимание малыша на что-то другое.

-«Настенная картина» с. 92

- «Иди ко мне» с. 121

- «Ходит детка» с. 122

- «Игра с тёплым тестом» с. 140

12 месяцев

Показатели развития:

- Проявляет удовольствие, когда его хвалят

- Может выполнять отдельные поручения: «Найди», «Принеси», «Отдай тёте» - Организовывать игры с игрушками, позволяющими развивать некоторый сюжет в игре: с куклой, пирамидкой, мишкой, лошадкой и др.

Приёмы работы:

- Организовывать игры – шутки «Идёт коза рогатая»

- «Лежебока рыжий кот» с. 32

«Погремушка, погреми!» с. 67

- «Пляшем сами» с. 69

- «Большие и маленькие кубики» с. 51

Сюрпризная коробка» с. 31

«Музыкальные игрушки» с. 32

«Мыльные пузыри» с. 30

Литература

1. Дневник развития ребёнка от рождения до 3-х лет. Москва, «Когнито – Центр», 1999г.

2. Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребёнка под ред. Э. Л. Фрухт Москва, «Просвещение», 1989г.

3. Разенкова Ю. А. «Игры с детьми младенческого возраста» Москва, «Школьная Пресса», 2009 г.

4. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях Москва, «Просвещение», 1986г.

Публикации по теме:

Как реагирует ваш ребенок на ваше настроение? Это важно. Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им; чутко.

Презентация на тему «Маленькими шагами в большую жизнь» Роль игры у детей младшего дошкольного возраста.Презентация на тему «Маленькими шагами в большую жизнь» Роль игры у детей младшего дошкольного возраста. Всегда считалось,что ранний возраст самый благоприятный для общего развития ребёнка. Малышам главное это общение со взрослым,предметная.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей первого года жизни со взрослым
Опубликовано: 5 марта 2013 в 17:09
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....