Лучший педагог года

Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)

Любовь Дмитриева
Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача.

Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Публикация «Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Главным стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей (уголок физ/воспитатния). Для этого была собрана и изучена учебно-методическая литература по теме, план внедрения оздоровительных мероприятий : организация закаливания, сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия.

Подавляющую часть дети в самостоятельной деятельности действуют с предметами и игрушками. Использую физические упражнения. Они в раннем возрасте имеют свои особенности:

1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей: «Брось мяч в корзину», «Беги по сигналу» и т. д.

2. В играх прибегаю к сравнениям: «Попрыгаем как мячики», «Побежим тихо, как мышки».

3. Каждому малышу в нашей группе дается возможность для движений.

Я стараюсь не делать замечаний ребенку, а лишь поправить его. Детей необходимо чаще хвалить, чем порицать.

4. Обязательно слежу за физической нагрузкой, не допуская перевозбуждения.

5. Отслеживаю поэтапность: сначала отрабатываю пассивные движения, а потом совместные, затем по подражанию, и, наконец, по слову (индивидуальная работа).

6. Учитываю не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 3-4 лет осуществляется по следующим направлениям:

Привитие культурно-гигиенических навыков

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Поэтому работа по формированию культурно-гигиенических навыков провожу ежедневно и регулярно (самообслуживание в одевании, раздевании, пользование носовым платком, салфеткой, культуры поведения за столом). Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков был разработан перспективный план рабочей программы – это изучение на занятиях и повседневной жизни, где используются разные формы организации : дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон (с 12.50 – 15.00 в хорошо проветриваемом помещении).

Дети просыпаются под звуки музыки, как правило, быстро и одновременно, при этом они снимают одеяла и 2-3 минуты выполняют два, три упражнения (потягивание, подтягивание ног к груди, упражнение “велосипед”, перевороты с живота на спинку, “жуки» и т. д.). Упражнения выполняются под потешки: «Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?», «Потянемся, потянемся, маленькими не останемся»… Далее следует перебежка в группу по «ортопедическим» дорожкам, где дети выполняют различные виды ходьбы, а затем выполняем упражнения на укрепление свода стопы (походим как медведи, на носочках, пяточках и т. п., элементы самомассажа (по плану динамического часа).

Закаливание сопровождается художественным словом.

Хождение по корректирующим дорожкам.

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки.

Вот как мы умеем раз-два-три.

Ну-ка, веселее, раз-два-три. Тили-бом, тили-бом

По дорожкам мы идем

По дорожкам мы шагаем

Наши ножки укрепляем.

Упражнения для укрепления стопы:

1. Катание массажных мячей ступнями ног сидя на стуле:

«Еду, еду, к бабе, деду

На лошадке, в красной шапке».

2. Растирание ног о жесткий ковер.

3. Элементы самомассажа – «Покачай малышку», «Чебурашка», массаж лица:

«Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось

Лучиками повело и погладило

Солнышко проснулось, лобика коснулось

Лучиками повело и погладило и. т. д.»

4. Раскатывание массажных мячиков (грецких орехов) между ладонями (или просто растираем ладошки до тепла) :

«Мяч, мой крошка, лежит в моей ладошке

Мяч в ладошке я катаю, свои ручки согреваю.

Ладошка – это солнышко,

А пальчики – лучики.

Просыпайтесь лучики,

Согревайтесь рученьки».

В настоящее время в нашей стране увеличивается количество детей с нарушением зрения.

Поэтому, профилактика зрения – это одна из важнейших задач в детском саду.

Следуя рекомендациям Г. В, Никулиной (Охраняем, развиваем зрение. -С-Пб. :2002.-124с, после каждого занятия, связанного с напряжением глаз, провожу тренировку мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями:

1. Рассматриваем с детьми комнатные растения, так как зеленый цвет благоприятно действует на зрение.

2. Рассматриваем предметы близко и далеко, смотрят в окно на деревья и дома.

3. Игра – посмотрим на вверх, вниз, на соседа слева, справа.

4. Расставляю яркие игрушки на разной высоте, чтобы дети выполняли просьбы найти глазками петушка на шкафу, куклу, а также разучивание несложной гимнастики для глаз:

И. п. сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть. Повторить 6-8 раз.

И. п. сидя. Быстрые моргания в течении 20 секунд.

Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

Легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1-2 сек. и. т. д. (методика А. Уманской и К. Динейки).(во время динамического часа).

Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей закаливанию.

Эффективными методами, дополняющим закаливание, являются мытье рук прохладной водой (доходя до локтей). В качестве закаливающего средства, приучаю детей, ходить босиком. Причем, дети, часто болеющие, сначала ходят по полу в носках, а уже потом босиком. К концу года дети ходят босиком в ванной комнате.

Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми 3-4 лет используются несложные упражнения. Большинство упражнений носит имитационный характер: «Носик», «Сдуем снег с ботинок», «Упрямый ослик», «Полет самолета», «Лошадка».

Примечание: Фото-Подвижная игра «Карусели»,"Физминутка","Водные процедуры","Хождение по ортопедическим дорожкам","Динамический час".

Публикации по теме:

Мероприятия, проведенные с детьми по теме «Неделя здоровья» посвященные всемирному Дню здоровья.Мероприятия, проведенные с детьми по теме «Неделя здоровья» посвященные всемирному Дню здоровья. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 20 января 2014 в 16:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД