Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

елена баранова
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье -

важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В. Сухомлинский

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья – это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии. Что такое валеология? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» - «наука». Таким образом, валеология – наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Основная цель валеологического воспитания – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.

Задачи:

- Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;

- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью;

- Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;

- Приобщать детей к спорту;

- Развивать основные физические возможности;

- Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;

- Профилактика и устранение вредных привычек;

- Закаливание;

- Создание оптимального режима дня;

- Квалифицированная диагностика состояния здоровья.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно – воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый

«пласт» знаний по валеологии. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также имеет упор на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Вся система работы по валеологическому развитию детей состоит из шести блоков:

Знай свое тело: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

Соблюдай правила гигиены: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Вредные привычки: в работе по данному блоку широко используются психологические приемы.

Занимайся физкультурой и спортом: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

Соблюдай режим дня: воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.

Настроение:дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.

Формы и методы работы:

- Непосредственная образовательная деятельность.

- Чтение художественной литературы и познавательных книг.

- Изодеятельность и творчество.

- Экскурсии и целевые прогулки.

- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

- Экспериментальная и опытническая деятельность.

- Взаимодействие со специалистами.

- Тематические беседы.

- Работа с родителями.

- Кружковая работа.

- Взаимодействие со спортивными учреждениями.

- Анкетирование и диагностика.

Сверхзадача этой работы – пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами (детским садам) следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-valeologija-1_1l3s3.ppt | 4841,5 Кб | Скачан: 190
 
Публикации по теме:

Детский сад как оздоровительная педагогическая система "Я не боюсь еще и еще раз повторять:   забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная.

Презентация предметно-развивающей среды 2 младшей «А» группы по формированию привычки к здоровому образу жизни Предлагаем презентацию предметно – развивающей среды по формированию привычки здорового образа жизни. Из опыта работы воспитателей МАДОУ.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 18:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...
Коллективная работа «Лету красному привет!»
Лето – прекрасная пора! Я думаю одно из самых любимых и долгожданных времён года. Его ждут и люди, и растения, и животные. И, конечно же, лето ждут наши...