Получи документы

Формирование жизненных компетенций дошкольника с ОВЗ в практике взаимодействия с природой

Наталья Осипенко
Формирование жизненных компетенций дошкольника с ОВЗ в практике взаимодействия с природой

Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации человека. Необходимо отметить, что компетентностный подход положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В российской системе образования применение компетентностного подхода имеет исторические корни. Изучением его использования в обучении занимались П. Я. Гальперин, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий. Идеи по освоению умений, обобщенных способов деятельности нашли свое отражение в работах этих ученых. Основы компетентностного подхода, касающиеся теории и практики развивающего обучения,

Публикация «Формирование жизненных компетенций дошкольника с ОВЗ в практике взаимодействия с природой» размещена в разделах

заложены в исследованиях Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и С. Т. Шацкого. Дальнейшей разработкой теоретических основ компетентностного подхода и способов его внедрения в систему образования с позиций психологии и педагогики занимались В. М. Галямина, И. А Зимняя, Н. А. Селезнева, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов и др. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности, психологические особенности, ценности и т. д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Использование компетентностного подхода при обучении детей с нарушением развития означает постепенный переход от репродукции знаний и навыков к конструированию содержания образования, применению различных мониторингов и использованию систем контроля качества образования. При наличии такой сильной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения ключевых компетенций.

В соответствии с Образовательным Стандартом я, как педагог занимаются формированием жизненных компетенций, которые помогут ребёнку особыми образовательными потребностями более успешно интегрироваться в окружающую среду.

Процесс формирование жизненных компетенций дошкольника с ОВЗ в практике взаимодействия с природой является наиболее социально-значимой компетенцией, который осуществляется в ходе целенаправленного, педагогически организованного обучения и воспитания. Данная работа является фундаментом и продолжится в процессе школьного обучения.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. На сегодняшний день мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая. Но дальше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области взаимодействия с окружающей средой, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Формирование осознанного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому закладывать основы взаимодействия с природой следует как можно раньше.

Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей с ОВЗ следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях : как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего её решения.

Стратегия модернизации системы сопровождения ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и его образования ставит перед педагогами новые ориентиры в определении коррекционно-развивающих технологий.

Убедившись в актуальности данной проблемы, приступила к поиску путей ее решения. Цель педагога в работе с детьми с ОВЗ - заложить первые ориентиры в мире природы — растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни. Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:

• становление начал экологической культуры у детей,

• развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих,

формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Для построения оптимальной и эффективной модели работы постоянно совершенствую свой педагогический уровень, так в 2012 году была участником городского семинара «Моделирование образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ: «Формирование экологической культуры дошкольника», 2014 году прошла обучение на семинаре «Формирование экологической культуры личности».

Следующим этапом работы я провела анализ литературы по интересующему вопросу, а именно: Балаценко Л., Воронкевич, Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.

Исходя из представленного опыта, я разработала систему работы по формированию жизненных компетенций в практике взаимодействия с природой у дошкольников, где основной формой реализации данного направления работы является технология проектирования и исследовательская деятельность, на доступном уровне для данной категории детей.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т. д.).

Педагогический опыт показал, что экологический проект – одна из наиболее успешных технологий, всесторонне развивающих личность ребенка. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую – либо тему и получение быстрых практических результатов.

Во-первых, экологическое образование в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей дошкольного возраста.

Во-вторых, в каждый экологический проект вовлечены не только дети, но и их родители, что способствует правильной социальной адаптации детей с ОВЗ.

В – третьих, мною были разработаны и совместно с детьми реализованы проекты: «Домашние животные», «Юные защитники природы», «Зеленые спасатели», «Пернатые друзья!». В рамках проекта «Пернатые друзья» были выпущены листовки экологической направленности «Покормите птиц зимой!». По итогам проекта дети моей группы запомнили названия зимующих птиц нашего Иркутской области.

В 2014 году данная работа была представлена на XIV Региональном научно - педагогическом симпозиуме “Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие нового качества образования в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» в г. Усолье – Сибирское.

Воспитанники моей группы участвуют во всех смотрах-конкурсах ДОУ, занимая призовые места:

«Экологическая эмблема города»;

«Зеленые легкие нашего города»;

«Конкурс экологических листовок» и т. д.

Для более успешной работы по реализации, поставленных задач по формированию экологической культуры дошкольника, я тесно сотрудничаю с родителями (законными представителями). Для этого использую такие формы работы :

• консультации с родителями по определению основных направлений работы;

• выпуск буклетов родителями на тему «Природа и человек»;

• мастер-классы.

Родители не остаются равнодушными: готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала, они участвуют в конкурсах экологического характера. В рамках педагогического проекта «Сохраним нашу планету чистой!», цель которого обратить внимание детей и родителей на охрану и сбережение природных ресурсов, в 2014 году одна из семей воспитанников стала победителем в муниципальном конкурсе поделок из вторсырья «Нужное из ненужного».

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Неотъемлемой частью работы педагога является распространение своего педагогического опыта. Решая данную задачу, я опубликовала методическую разработку на образовательном проекте Maaam.ru конспект НОД «Пушистый снег», в 2013 году с разработкой занятия «Прилетайте в гости к нам» принимала участие в конкурсе «Лучшее занятие НОД в ДОУ» и была удостоена диплома III степени.

В результате работы по формирование ключевых компетенций взаимодействия с природой у дошкольников с ОВЗ, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам; сформированы начала экологической культуры детей; дети получили практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций.

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование жизненных компетенций дошкольника с ОВЗ в практике взаимодействия с природой
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 05:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД