Получи документы

Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

Краснова Екатерина
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

Зрительное восприятие – это психический процесс отражения предметов яв-лений действительности, возникающий в результате воздействия раздражителя на зрительный анализатор. Нарушения зрения оказывают влияние на объем, скорость и качество полученной информации, поэтому последствия зрительной патологии наиболее ярко проявляются в сфере чувственного познания, в том числе на зритель-ное восприятие и как следствие влияет на развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей, что ограничивает их естественную интеграцию в общество зрячих.

Публикация «Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Учитель – дефектолог на коррекционных занятиях решает ряд задач, для формирования зрительной культуры слабовидящих дошкольников:

Развивать умение определять цель, способы и результаты своей пер-цептивной деятельности;

Формировать активное отношение ребенка к процессу познания;

Развивать рациональные способы зрительной ориентировки;

Приучать детей обследовать предметы, используя сохранные анализа-торы, не надеясь только на остаточное зрение;

Способствовать установлению тесной связи между действием ребенка и словесным описанием с целью предупреждения вербализма знаний;

Формировать умение быстро и точно выполнять практические действия для предупреждения зрительного утомления;

Формировать навыки зрительного внимания через обучение замечать, выделять характерные признаки предметов, определять их сходство и различие;

Решением данных задач достигается цель развивать у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста основ зрительной культуры.

Формирование зрительной культуры слабовидящих детей учителем-дефектологом ведётся одновременно с решением задач по всестороннему формированию и развитию зрительного восприятии:

• Формирование сенсорных эталонов

• Формирование способов обследования и предметных представ-лений

• Развитие восприятия сюжетных изображений

• Развитие восприятия глубины пространства

• Развитие навыков ориентировки в макро и микропространстве

Формирование сенсорных эталонов

При работе по формированию сенсорных эталонов дети учатся отли-чать и называть основные цвета и их оттенки; отличать и называть плоскостные и объемные геометрические фигуры; использовать их формы как эталона для анализа формы реальных предметов; зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величины, что в свою очередь решает задачи по формированию зрительной культуры:

учить детей классифицировать геометрические фигуры, предме-ты по форме, цвету, величине;

учить находить предметы заданной формы, величины, цвета среди окружающих предметов;

учить рисовать по трафарету и обводить по контуру геометрических фигур;

учить опознавать геометрические фигуры в силуэтных, контур-ных, зашумленных, перечеркнутых, перевернутых изображениях;

развивать зрительный анализ и синтез по средством построения предметов из геометрических фигур;

учить составлять цветовые ряды;

учить раскладывать предметы по убывающей и возрастающей величине;

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: упражнения на восприятие формы предметов и повышение остроты зрения; классификация геометрических фигур, предметов по форме, величине и цвету; упражнения и задания на развитие зрительных навыков: сравнение объемных, плоскостных фигур и предметов с их контурными, силуэтными, черно-белыми, цветными изображениями; рисование по трафарету и обведение по контуру; нахождение предметов заданного цвета; опознание геометрические фигуры в силуэтных, контурных, зашумленных, перечеркнутых, перевернутых изображениях; раскладывание предметов по убывающей и возрастающей величине; составление цветовых рядов.

Формирование способов обследования и предметных представлений

Предметные представления детей формируются на основе полисенсорности восприятия, поэтому при формировании зрительной культуры необходимо уделять внимание знакомству с органами чувств человека и их функциональным значением. Это прослеживается в решении следующих задач:

обучение приемам использования сохранных анализаторов в процессе ознакомления с окружающим миром;

систематизировать знания детей о признаках предметов, определяемых с помощью различных видов чувствительности;

знакомить детей с различными способами и видами обследования предметов с помощью сохранных анализаторов;

развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ и синтез);

формировать у детей представления о возможностях других органов чувств при замене зрительной информации на невизуальную;

обучать умению использовать слух, обоняние и осязание в про-цессе опознания предметов;

формировать устойчивую потребность использовать сохранные анализаторы в процессе деятельности

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: «Угадай, что это?», «Вспомни и назови», «Подбери предмет» «Сожми и разложи», «Найди лишний элемент», «Определи температуру предмета», «Узнай поверхность», «Вкусно-невкусно», «Запах растений», «Определи вкус», Определи запах», «Тихо-громко», «Узнай шум, музыкальный инструмент, звуки животных»; «Построй предмет из геометрических фигур», «Назови из каких частей состоит предмет».

Развитие восприятия сюжетных изображений

Уровень развития восприятия сюжетных изображений отражается в составленных детьми рассказов по сюжетным картинкам, учитель-дефектолог параллельно с задач по развитию восприятия сюжетных изображений, связной речи решает задачи по развитию зрительной культуры:

формировать гностические (познавательные) зрительные функ-ции: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный ана-лиз);

развивать навыки зрительного обследования предметов,

формировать умение объединять части в целое (зрительный синтез);

учить находить главные и второстепенные признаки в изображении и устанавливать связи между ними;

учить выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов;

развивать способность судить о расположении одного предмета относительно других;

развивать способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме, цвете;

формировать умение направлять перемещения взгляд и воспри-нимать форму, величину, существенные признаки предмета.

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: составление рассказов-описаний по пейзажным, предметным картинкам и предметам, рассказа-сравнение, рассказа по сюжетным картинкам, рассказов об увиденном (на основе наблюдений).

Развитие восприятия глубины пространства

развивать способность глаза фокусировать объект на различных расстояниях (аккомодация) и использовать оба глаза согласованно;

формировать возможность визуально воспринимать глубину и трехмерное пространство;

учить определять положение предметов в перспективе на изо-бражение (первый план, второй план, далеко-близко);

развивать глубинное зрение по средствам игр на определение глубины пространства;

развивать способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете;

развивать умение самостоятельно получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем объектах, моделировать пространственные отношения;

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: игры на определение положения предмета в пространстве: «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги», «Найди клад», рассматривание предметов на близком, дальнем расстоянии, игры на соотнесение звука-предмета и его расположения; перекидывание из руки в руку мячик, игры с настольным строительным материалом, называние предметов на картине: на первом плане, на втором плане, вдали, близко; «Что где находиться?».

Развитие навыков ориентировки в макро и микропространстве

развивать умение целенаправленного движения глаз в процессе микроориентировки (на листе бумаги; тетради);

развивать умение определять пространственные отношения относительно себя и предметами окружающего мира;

развивать умение двигаться в заданном направлении, ориентируясь при помощи органов чувств и пользуясь указаниями взрослого;

учить словесно, описывать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме;

развивать зрительное восприятие и пространственных представлений через рациональное использование зрения (умение видеть расстояние и видеть признаки предметов на расстоянии, определять направление движения)

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: «Кто где сидит?», «Что где находиться?», «Положи квадрат в правый верхний угол, в левый нижний угол круг…», «Назови предметы вдалеке, которые находятся близко», движение на звук, на голос, «Найди клад».

Таким образом, в процессе выполнения заданий, упражнений на развития зрительного восприятия формируется зрительная культура слабовидящих детей.

Публикации по теме:

Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня). Зрительное восприятие сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различие его отдельных признаков,.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV видаВзаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV вида Логопедия связана с такими науками как, анатомия, нейропсилогия, отрослями специальной педагогики, олигофренопедагогика, суропедагогика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 5 марта 2013 в 16:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД