Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

Краснова Екатерина
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

Зрительное восприятие – это психический процесс отражения предметов яв-лений действительности, возникающий в результате воздействия раздражителя на зрительный анализатор. Нарушения зрения оказывают влияние на объем, скорость и качество полученной информации, поэтому последствия зрительной патологии наиболее ярко проявляются в сфере чувственного познания, в том числе на зритель-ное восприятие и как следствие влияет на развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей, что ограничивает их естественную интеграцию в общество зрячих.

Учитель – дефектолог на коррекционных занятиях решает ряд задач, для формирования зрительной культуры слабовидящих дошкольников:

Развивать умение определять цель, способы и результаты своей пер-цептивной деятельности;

Формировать активное отношение ребенка к процессу познания;

Развивать рациональные способы зрительной ориентировки;

Приучать детей обследовать предметы, используя сохранные анализа-торы, не надеясь только на остаточное зрение;

Способствовать установлению тесной связи между действием ребенка и словесным описанием с целью предупреждения вербализма знаний;

Формировать умение быстро и точно выполнять практические действия для предупреждения зрительного утомления;

Формировать навыки зрительного внимания через обучение замечать, выделять характерные признаки предметов, определять их сходство и различие;

Решением данных задач достигается цель развивать у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста основ зрительной культуры.

Формирование зрительной культуры слабовидящих детей учителем-дефектологом ведётся одновременно с решением задач по всестороннему формированию и развитию зрительного восприятии:

• Формирование сенсорных эталонов

• Формирование способов обследования и предметных представ-лений

• Развитие восприятия сюжетных изображений

• Развитие восприятия глубины пространства

• Развитие навыков ориентировки в макро и микропространстве

Формирование сенсорных эталонов

При работе по формированию сенсорных эталонов дети учатся отли-чать и называть основные цвета и их оттенки; отличать и называть плоскостные и объемные геометрические фигуры; использовать их формы как эталона для анализа формы реальных предметов; зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величины, что в свою очередь решает задачи по формированию зрительной культуры:

учить детей классифицировать геометрические фигуры, предме-ты по форме, цвету, величине;

учить находить предметы заданной формы, величины, цвета среди окружающих предметов;

учить рисовать по трафарету и обводить по контуру геометрических фигур;

учить опознавать геометрические фигуры в силуэтных, контур-ных, зашумленных, перечеркнутых, перевернутых изображениях;

развивать зрительный анализ и синтез по средством построения предметов из геометрических фигур;

учить составлять цветовые ряды;

учить раскладывать предметы по убывающей и возрастающей величине;

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: упражнения на восприятие формы предметов и повышение остроты зрения; классификация геометрических фигур, предметов по форме, величине и цвету; упражнения и задания на развитие зрительных навыков: сравнение объемных, плоскостных фигур и предметов с их контурными, силуэтными, черно-белыми, цветными изображениями; рисование по трафарету и обведение по контуру; нахождение предметов заданного цвета; опознание геометрические фигуры в силуэтных, контурных, зашумленных, перечеркнутых, перевернутых изображениях; раскладывание предметов по убывающей и возрастающей величине; составление цветовых рядов.

Формирование способов обследования и предметных представлений

Предметные представления детей формируются на основе полисенсорности восприятия, поэтому при формировании зрительной культуры необходимо уделять внимание знакомству с органами чувств человека и их функциональным значением. Это прослеживается в решении следующих задач:

обучение приемам использования сохранных анализаторов в процессе ознакомления с окружающим миром;

систематизировать знания детей о признаках предметов, определяемых с помощью различных видов чувствительности;

знакомить детей с различными способами и видами обследования предметов с помощью сохранных анализаторов;

развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ и синтез);

формировать у детей представления о возможностях других органов чувств при замене зрительной информации на невизуальную;

обучать умению использовать слух, обоняние и осязание в про-цессе опознания предметов;

формировать устойчивую потребность использовать сохранные анализаторы в процессе деятельности

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: «Угадай, что это?», «Вспомни и назови», «Подбери предмет» «Сожми и разложи», «Найди лишний элемент», «Определи температуру предмета», «Узнай поверхность», «Вкусно-невкусно», «Запах растений», «Определи вкус», Определи запах», «Тихо-громко», «Узнай шум, музыкальный инструмент, звуки животных»; «Построй предмет из геометрических фигур», «Назови из каких частей состоит предмет».

Развитие восприятия сюжетных изображений

Уровень развития восприятия сюжетных изображений отражается в составленных детьми рассказов по сюжетным картинкам, учитель-дефектолог параллельно с задач по развитию восприятия сюжетных изображений, связной речи решает задачи по развитию зрительной культуры:

формировать гностические (познавательные) зрительные функ-ции: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный ана-лиз);

развивать навыки зрительного обследования предметов,

формировать умение объединять части в целое (зрительный синтез);

учить находить главные и второстепенные признаки в изображении и устанавливать связи между ними;

учить выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов;

развивать способность судить о расположении одного предмета относительно других;

развивать способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме, цвете;

формировать умение направлять перемещения взгляд и воспри-нимать форму, величину, существенные признаки предмета.

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: составление рассказов-описаний по пейзажным, предметным картинкам и предметам, рассказа-сравнение, рассказа по сюжетным картинкам, рассказов об увиденном (на основе наблюдений).

Развитие восприятия глубины пространства

развивать способность глаза фокусировать объект на различных расстояниях (аккомодация) и использовать оба глаза согласованно;

формировать возможность визуально воспринимать глубину и трехмерное пространство;

учить определять положение предметов в перспективе на изо-бражение (первый план, второй план, далеко-близко);

развивать глубинное зрение по средствам игр на определение глубины пространства;

развивать способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете;

развивать умение самостоятельно получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем объектах, моделировать пространственные отношения;

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: игры на определение положения предмета в пространстве: «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги», «Найди клад», рассматривание предметов на близком, дальнем расстоянии, игры на соотнесение звука-предмета и его расположения; перекидывание из руки в руку мячик, игры с настольным строительным материалом, называние предметов на картине: на первом плане, на втором плане, вдали, близко; «Что где находиться?».

Развитие навыков ориентировки в макро и микропространстве

развивать умение целенаправленного движения глаз в процессе микроориентировки (на листе бумаги; тетради);

развивать умение определять пространственные отношения относительно себя и предметами окружающего мира;

развивать умение двигаться в заданном направлении, ориентируясь при помощи органов чувств и пользуясь указаниями взрослого;

учить словесно, описывать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме;

развивать зрительное восприятие и пространственных представлений через рациональное использование зрения (умение видеть расстояние и видеть признаки предметов на расстоянии, определять направление движения)

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: «Кто где сидит?», «Что где находиться?», «Положи квадрат в правый верхний угол, в левый нижний угол круг…», «Назови предметы вдалеке, которые находятся близко», движение на звук, на голос, «Найди клад».

Таким образом, в процессе выполнения заданий, упражнений на развития зрительного восприятия формируется зрительная культура слабовидящих детей.

Публикации по теме:

Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня). Зрительное восприятие сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различие его отдельных признаков,.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV видаВзаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-дефектолога в условиях детского сада IV вида Логопедия связана с такими науками как, анатомия, нейропсилогия, отрослями специальной педагогики, олигофренопедагогика, суропедагогика.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 5 марта 2013 в 16:42
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фотоотчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...