Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Занятие по дифференциации [С]–[Ш]

Альвухина Татьяна
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Занятие по дифференциации [С]–[Ш]

Тема: Дифференциация «С – Ш».

Писки Смешариков

Задачи:

Коррекционные:

1. Закрепить артикуляцию и характеристику звука «С - Ш».

2. Дифференциация звуков «С - Ш» в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

3. Закреплять умение выделять заданный звук в слогах, словах.

4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

5. Учить детей образовывать слова по образцу.

6. Закрепить умение детей подбирать слова с заданным звуком.

7. Развивать фонематический слух, память, учить элементарному словотворчеству.

8. Формировать зрительное восприятие, умение составлять целое из частей.

9. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Образовательные:

1. Закреплять знания по изученной лексической теме: здоровье человека.

2. Устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

Воспитательные:

1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности,

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная.

Предварительная работа: беседа с детьми о вреде и пользе компьютера, работа по автоматизации звуков С, Ш.

Материал:

- Карточки с изображением насоса, шарика (на доску и для каждого ребенка).

- дидактическое пособие «Расскажи про звук».

- предметы или картинки: стакан, миска, салатник, кастрюля, сковорода, неваляшка, матрешка, мишка, машинка, лягушка.

- мяч

- рабочие тетради, фломастеры, цветные карандаши

- мнемотаблицы с чистоговорками.

- игрушка «Смешарик»

Содержание НОД.

1. Дети стоят в рядом с логопедом, слышится детский плачь.

- Кто бы это мог быть? Пойду посмотрю. (Выходит за дверь, возвращается с игрушкой Смешарик). Ребята, Крош по дороге рассказал мне удивительную историю. Послушайте, что случилось:

«Крош со своими друзьями смешариками играл в компьютерную игру «Свистелки и Шипелки». Им очень нравится эта игра, она очень интересная и в нее можно играть, хоть целый день! Но Крош – то знает, как опасно проводить много времени за компьютером, и поэтому, поиграв минут 15 – 20, предложил друзьям отправиться на прогулку! Но Смешарики вовсе не хотели гулять, они хотели играть! Крош не смог их переубедить и оправился гулять один, а когда вернулся с прогулки и не увидел своих друзей. Он их звал, искал и вдруг увидел слова на мониторе:

Помогите! Спасите! Нас затянула игра и мы в ней потерялись! Чтобы помочь нам вернуться, нужно пройти всю игру от начала до конца. Если не справишься с заданиями правильно за 20 минут, игра и тебя затянет! Торопись и будь внимателен!».

Вот и плачет бедный Крош: и друзей ему жалко, и боится, что сам не справится со всеми заданиями. Что же ему делать? (рассуждения детей).

- Ребята, а может мы пройдем за Кроша игру? Мы ведь с Вами умницы и умники! Вы готовы начать игру?

2. Внимание! Игра «Свистелки и шипелки» начинается. Уровень 1.

(Логопед предлагает детям занять места за столом перед доской)

- Угадайте по названию игры, какие звуки нам будут встречаться?.

- «с», «ш»

- На что похож звук «С»?

- Свист, насос накачивает воздух и т. п.

(на доску вывешивается картинка: насос)

- На что похож звук «Ш»?

- на шипение змеи, на звук, когда шарик сдувается.

(на доску вывешивается картинка с изображением шарика)

- Что можно рассказать про звук «С»?

- Согласный звук, живет в синем замке, когда мы произносим этот звук, горлышко не дрожит, это тихий звук, глухой (на доску вывешиваются символы: синий кружок, белый кружок с перечеркнутым колокольчиком).

- Что можно рассказать про звук «Ш»?

- Согласный звук, живет в синем замке, когда произносим этот звук горлышко не дрожит, это тихий звук, глухой. (на доску вывешиваются символы: синий кружок, белый кружок с перечеркнутым колокольчиком.

- Получается, что звуки «С-Ш» очень похожи? А чем же они отличаются?

- Когда произносим звук «С» - язычок упирается в нижние зубки, и чувствуется холодный воздух. Когда произносим звук «Ш» - язычок поднимается на верх и чувствуется теплый воздух. (на доску вывешиваются соответствующие символы: кружки со стрелками верхи вниз, солнышком, снежинками).

На столах у детей карточки символы звуков «С-Ш», поводится игра «Внимательные ушки»:

1. в звуковом ряду.

2. в слогах.

3. в словах.

- Молодцы – первый уровень вы прошли!

3. Внимание, внимание, игра продолжается, 2 уровень начинается!

Дидактическая игра «Пройди по следу!» На полу выложены следы со стрелочками, логопед предлагает детям пройти по следам, при этом проговаривая звуки «с – ш», или слоги са - ша, сы – ши, су – шу в зависимости от того куда смотрит стрелочка на следочке.

4. 3 уровень! «Закончи словечко!»

Дети строятся в круг. Логопед предлагает детям закончить слова и произнести слово целиком.

- слогами «са или ша»

Маша, каша, полоса, груша, лапша, колбаса, Даша, лиса.

- слогами «сы – ши»

Карандаши, весы, малыши, часы, камыши, усы, уши.

5 Физминутка.

- Мы с вами быстро и правильно прошли уже 3 уровня, давайте немного отдохнем!

Десять очень славных мышек

Десять съесть решили пышек.

Печь горячую открыли,

К сковородке подскочили.

Лапки все пообожгли,

К маме мышке подошли.

Стала мама их лечить,

Лапки в маслице мочить,

Пластырь клеить всем на ранки,

А потом давать баранки!

6. Внимание, Внимание! Игра продолжается, 4 уровень начинается!

Дидактическая игра «Передай словечко».

Дети стоят полукругом. Один ребенок берет картинку и шепотом передает заданное слово ребенку справа. Слово передается шепотом по цепочке до последнего игрока. Последний игрок произносит слово четко и громко. Первый ребенок подтверждает переданное слово картинкой.

7. Внимание, внимание, Игра продолжается, 5 уровень начинается!

Логопед предлагает разложить переданные в предыдущей игре картинке на две стопки: картинки со звуком «С» - к насосу, со звуком «Ш» - к шарику.

- Посмотрите, мы справились и с этим заданием, а скажите, как можно эти предметы назвать одним словом?

- Стакан, миска, салатник, кастрюля, сковорода – это посуда.

- Неваляшка, матрешка, мишка, лягушка, машинка – это игрушки.

8. Внимание, внимание, Игра продолжается, 6 уровень начинается!

«Чистоговорки в картинках»

На доске вывешиваются мнемотаблицы с чистоговорками, Дети самостоятельно или с помощью логопеда составляют чистоговорки и четко проговаривают их в умеренном темпе.

9. – Вот ребята и закончилась игра! Но где же смешарики? Посмотрите, на свои мониторы! Вы видите что-нибудь?

- Смешарики!

- Действительно, это они, только все в проводах! Давайте распутаем их (обведем черным фломастером контур) и узнаем, кого же затянула компьютерная игра, кто из смешариков не соблюдает правила работы с компьютером?

(Дети обводят по контуру смешариков, называют их).

10. Итог занятия: Крош благодарит детей за помощь.

- Что делали сегодня на занятии? С какими звуками играли, Что запомнили? Что полезного узнали?

Публикации по теме:

Игра по автоматизации и дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах и предложениях «Сырный домик»Игра по автоматизации и дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах и предложениях «Сырный домик» Сырный домик Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях, закрепление употребления в речи простых предлогов.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Занятие по дифференциации [С]–[Ш]
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 19:28
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...