Формирование умений и навыков связной речи у детей с ОНР.

Людмила Буланова
Формирование умений и навыков связной речи у детей с ОНР.

Речь – это главное средство общения между людьми. Наша задача – научить детей правильной диалогической и монологической речи. Диалогическая речь легче, она развита практически у всех детей, но монологическая речь часто бывает очень бедна. Для развития связной монологической речи, мы учим детей составлять рассказы по картинке, по серии картинок, описывать предметы, пересказывать рассказы и сказки, составлять рассказы по сюжету, придумывать конец рассказа или дополнительные эпизоды, заголовки к рассказам. К шести годам дети должны уметь пользоваться структурами развернутых предложений: сложносочиненных и сложноподчиненных.

Я в своей работе использую методику формирования у детей связной речи, которую разработала профессор Валентина Константиновна Воробьева. Эта методика состоит из трех разделов:

1. Ориентировочный.

2. Знакомство с правилами связной речи.

3. Закрепление этих правил в самостоятельной монологической речи.

Кратко расскажу об ориентировочном этапе. На этом этапе учим детей на слух узнавать образцы связной речи, отличать их от бессвязных образцов, и формируем у детей первоначальную ориентировку на признаки рассказа.

Для этого я подготовила сопоставительные рассказы на карточках и использую их на занятиях. Чтобы заинтересовать детей, даю какую-нибудь проблемную ситуацию. Дети нашей группы очень хорошо усвоили этот этап, они научились правильно объяснять, почему в одном случае рассказ получился, а в другом – нет.

На этом этапе активизируем глагольную лексику и лексику прилагательных. Я подготовила фишки – зеленые прямоугольники и желтые треугольники. По набору таких слов, дети научились угадывать предмет. Здесь же работаю над развитием памяти на линейный ряд.

Следующей целью в моей работе было развитие связной речи практическими методами. Для этого можно использовать такие игры:

1. Игры на восстановление порядка картин серии с последующим составлением по ним рассказа:

- отобрать из ряда картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный перед этим рассказ, разложить их в логической последовательности;

- восстановить заданный порядок по ранее читаемому рассказу (по памяти);

- найти ошибку логопеда и восстановить деформированный порядок;

- предложить набор каких – либо картинок (5 – 7, например: мальчик, кошка, окно, телевизор, рисунок, клякса. Придумать событие, а затем расположить картинки по порядку высказывания. Используем и другие игры.

Чтение художественной литературы тоже является приемом развития речи, при этом нужно научить ребенка на слух дифференцировать связное высказывание по жанру (отличить сказку от рассказа, рассказ от стихотворения, стихотворение от загадки) и научить ребенка, внимательно прослушав кусочек рассказа, выделить главную мысль.

В середине учебного года, я работала над основным этапом в этой методике, учила детей составлять рассказы по законам смысловой связи предложений и правилам соединений предложений между собой, то есть лексико-синтаксическим способам соединения предложений. Для этого составляются картинно-графические планы рассказов. Я составила несколько конспектов занятий по этой методике. На таких занятиях дети всегда заинтересованы, внимательны, легко составляют повествовательные рассказы цепной структуры. Для составления описательных рассказов очень помогают сенсорно-графические планы.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Информационный буклет для родителей дошкольников С - связность, самооценка, систематичность. В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие. Я - ясность З – знание, занимательность,.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • 23 февраля
Автор публикации:
Формирование умений и навыков связной речи у детей с ОНР.
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 16:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Бел ГУ-лучший университет Белгорода и России. Наш стенд — оформление помещения в фото...
Мы с ребятами придумали такой стенд - оформление по Бел ГУ - ЦВЕТОК : Лепестки его - это фотографии с видами корпусов Белгородского государственного...
Вопросы викторины «Кто самый, самый… в мире животных» для детей старшего дошкольного...
1. Какое самое большое млекопитающее животное на Земле? ( Кит) 2. Какое самое большое сухопутное животное? ( Слон африканский) 3. Какое самое большое...
Игровые комплексы в адаптационной группе 2 часть
День 6. Игровой комплекс «Веселые мячики» Игра-приглашение «Колокольчик» Воспитатель: Динь-дон, динь-дон, Слышишь этот перезвон! Поскорей иди сюда...
НОД по развитию речи в Младшей группе «Домашние животные»
НОД по развитию речи в младшей группе Тема «Домашние животные» Цель: Обучение детей составлению простых предложений, решений противоречий. Формированию...
Лаборатория для игр с песком и водой на летнем участке
Дети любознательны от природы. У них высокая познавательная активность. Сейчас большую часть времени проводим на прогулке, трудно не заметить, как дети...