Формирование мыслительной деятельности ребенка в игре с использованием занимательного математического материала

Анна Сибрина
Формирование мыслительной деятельности ребенка в игре с использованием занимательного математического материала

Развитие познавательного интереса является начальным этапом мыслительной деятельности.

Познавательный интерес - избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. После 4—5 лет дети любят рассуждать, спорить, решать задачи, головоломки, подбирать слова в рифму, сравнивать разные вещи и явления между собой и т. д. Как показало исследование А. Н. Голубевой, наибольший интерес к умственной работе у старших дошкольников вызывало решение чисто интеллектуальных задач.

Дошкольник, в отличие от малыша, для которого вопрос является лишь формой общения, контакта с взрослым, забрасывает старших вопросами «почему?», «зачем?» и «как?». Он ждет от них ответа, добивается ясности, выражает сомнение. Четырех-, пятилетний ребенок становится «почемучкой». У него формируется вопросительное отношение к окружающему миру.

Как показывают исследования (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. А. Люблинская, Р. Кэрт, возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира - прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок, в том числе - математике, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е. то новое, что дополняет его знания о предмете.

Мыслительная деятельность представляет собой исполнительный аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной деятельности осуществляется оперирование информационными процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне.

В процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений отчетливо раскрываются познавательный интерес. В них тесно переплетаются познавательный интерес и мыслительная деятельность детей дошкольного возраста.

Теоретическая основа и методический подход.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Развивающие игры с использованием занимательного материала существуют уже много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную способность у маленьких детей – восприимчивость к обучению и развитию в игре - с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои игры, ставшие частью его культуры. Но можно проследить нечто общее, свойственное всем обучающим играм, не зависимо от того, в каком уголке земного шара возникли. В нем отчетливо прослеживается сложившийся в представлении разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми с тенденциями развития ребенка.

Автор одной из первых педагогических систем Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в общепринятом смысле, а в организации игры, которая пронизана уроком.

Система игр, разработанная им по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства игр были стихи, песни, присказки, написанные Фребелем и его учениками. В Германии и других странах высоко ценили предложенную Фребелем и его учениками систему, но она отличалась жестким регламентом действий ребенка в ущерб занимательности.

Мария Монтессори была близка к позиции Ф. Фребеля. Для обучающих игр – занятий она создала интересный дидактический материал для сенсорного воспитания. Это различные клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы, вкладыши. Они были устроены так, что ребенок мог самостоятельно исправлять свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность, самодисциплину.

Одна из первых отечественных педагогов дошкольного воспитания - Е. И. Тихеева - заявила о новых подходах к игре, которые несут в себе обогащающую и развивающую направленность. Она предусмотрела в них формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, общение, а также развитие речи, памяти, внимания, коммуникативных умений.

В советское время, в 80-е годы система развивающих игр была создана педагогами – психологами: Л. А. Венгер, А. П. Усовой, В. Н, Аванесовой и др.

В последнее время поиски ученых (З. Н. Богуславская, О. Н. Дьяченко, Н. Е. Веренс и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом концентрации умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, дети ставятся перед необходимостью выбора способов в решениях задач.

З. А, Михайлова считает, что интеллектуальная деятельность во время игры, основанная на активной мыслительной деятельности, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Занимательность в задачах разной сложности привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решений. Все это позволяет лучше подготовить детей к школе, к дальнейшей жизни.

Актуальность темы.

Ребенок открывает для себя окружающий мир, у него развивается интерес. Педагог должен сохранить и развить эту способность. Потому что при условии правильного подхода к ребенку с применением научно-выверенных методик, в том числе игровых – учитывающих особенности дошкольника воспитатель без перегрузок и напряжения поможет ребенку накопить необходимые к школе знания.

К окончанию детского сада у ребенка должен сформироваться определенный уровень умственного развития. В этом процессе участвуют и формирование познавательных деятельности и накопление разнообразных знании, умений; овладения речью, что обеспечивает ребенку возможность быстро и легко не только усваивать знания и умения, но и возможность их использования для решения разнообразных задач. Это развитие мыслительных операций, памяти, внимания, воображения. Что актуально в наше время, век информационных технологий.

Моя задача состоит в том, чтобы развивать эти способности, управлять образовательным процессом, создавать условия для развития ребенка, поощрять умственную деятельность детей. Для того чтобы ребенок вырос способным к овладению большим количеством знаний, и умением приметь их на практике, что диктует современная действительность. Поэтому тему своей работы я считаю актуальной на сегодняшний день.

Математические знания по праву занимают большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мысли, учит логике. Игровой занимательный математический материал решение любой трудной задачи превращает в удовольствие, приучает к усидчивости, а соревновательные элементы вызывают стремление к познанию. Незаметно для себя в процессе игры дети складывают, считают, решают разного рода логические задачи. Дети познают свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм, осваивают эквивалентность порядка алгоритмов. Дети независимо от возраста включаются в решение простых и более сложных творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить изменения вида, установить соответствия, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Дети учатся отвечать на вопросы - «Как?» и «Почему?».

Для того чтобы решение любой мыслительной задачи приносило детям радость, а не разочаровало в своих силах, необходимо знать индивидуальные способности каждого ребенка, понимать и учитывать его темперамент. Чтобы это выяснить, я подобрала ряд заданий №, которые решаются на основе основных мыслительных операций, и отследила, какие из них детям даются легче, какие сложнее, какие вызывают больший интерес, и кто из детей проявляет больше усидчивости и меньше.

Поэтому целью своей работы я считаю

Цель работы: формировать мыслительную деятельность ребенка через игру с использованием занимательно математического материала.

Задачи.

1. Формировать у детей умение самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки; понятия об отношениях, алгоритмах, разбиении множеств.

2. Развивать у детей познавательные интересы, внимание, память, воображение, пространственные представления.

3. Приобщать детей к зрительному анализу.

4. Учить детей решать элементарные математические задачи (сравнивать количество, вычисления).

5. Поощрять желания детей к самостоятельной мыслительной деятельности, инициативности, умения согласованно взаимодействовать в группах и контролировать свои действия.

Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я создала условия.

Условия.

1. Включение в область познания заданий на развитие мыслительной деятельности, воображения и творчества.

2. Создание проблемных ситуаций.

3. Организация математических досуга и развлечений.

4. Индивидуальная работа с детьми утром и вечером.

5. Использования печатных учебных пособий (тетради по математики, карточки)

6. Общение детей друг с другом и взрослыми.

7. Оказания практической помощи родителям, для обучения детей дома.

Свою работу построила на следующих принципах.

Принципы работы.

• Принципа развивающего обучения.

- Индивидуальный подход к ребенку. Целью этого принципа является создания такой развивающей среды, которая учитывает возрастные особенности, а так же особенности детей отставать или опережать сверстников; для того чтобы знать сколько потребуется ребенку усилий, активной умственной деятельности для решения поставленной задачи. Ориентируясь на это - я построила свою работу на играх. Помогающих - развивать мыслительные операции конкретного ребенка, для того чтобы повысить интеллектуальный уровень (корректировать ЗПР, развивать активность направленную на опережающие развитие). Потому что усредненное задания может вызвать затруднения у детей со слабым развитием, а у детей с опережающим развитием вызвать скуку. Одна и та же задача имеет разные уровни сложности.

- Работа с логическими блоками: свойства фигур и их классификация по свойствам. Дидактические игры: «В гостях у Лунтика», «Чей это подарок?» (приложение 6) «Части каких животных совместились?» (приложение 8)

- формирований умений: изменять свойства, комбинацию действий, формирования умения через действия изменять свойства предмета и комбинировать действия. «Геометрический пазл» Умения детей из одних фигур создавать другие (приложение12);

- умения детей действовать по заданному алгоритму «Выложи узор» «Кто ушел?», «Что исчезло?» ,«Чудесный мешочек», «Помоги маме найти такие же вазы» - (приложение 8);

- классифицировать по одному, двум, трем свойства, формирования логической операции, круги Эйлера (приложение 29,«Что похоже на данную геометрическую фигуру» (приложения9,10,11), «Какие из этих предметов мягкие» (приложения 30).

- учить детей действовать по заданному алгоритму в виде блок-схемы. «Найди такие же», «Чья тень» (приложения 31)

- учить детей кодировать информацию

• Принцип воспитательный стараюсь развивать в детях самостоятельность, интерес к занятиям, желания активно использовать свои знания и систематически трудиться для достижения цели.

• Принцип гуманности индивидуальный подход к ребенку как личности.

• Принцип совмещения научности и доступности. Предоставляю детям научные достоверные математические знания в простой и доступной для ребенка форме. «от близкого – к дальнему», «от известного – к не известному», «от простого – к сложному». Большинство игр имеет различные степени сложности. Так, например «В гостях у Лунтика» сначала сравниваем одинаковые фигуры по одному принципу: цвет или размер; по двум признакам и т. д. Потом используем разные фигуры. Потом увеличиваем количества персонажей мультфильма.

Если все усложнения исчерпаны, существует ёще две ступени усложнения:

• 1) сокращение времени выполнения задания

• 2) собственное творчество.

• Принцип осознанности и осмысленности. Стараюсь, чтобы для каждого ребенка были не обходимы осмысленность и осознанность. Осмысленности - это понимании, принятия знаний, участия в освоении ими и оперирования ими. Осознанность – это активизация умственных процессов за действующих все анализаторы. Знания цифр и чисел необходимо человеку для того чтобы обозначать количество и совокупность предметов (приложения 2).

• Принцип активности и результативности. Учить детей решать задания не только быстро, но и правильно

• Принцип лестницы. Это составления перспективных планов так, чтобы предыдущие знания становились базовыми или ступенькой к получении последующих знаний. Это самый важный принцип в математике. Все полученные детьми знания должны быть кирпичиками и если логически их выстраивать можно создать не только лесенку, но и прекрасное здания. Здесь используются системность и последовательность знаний; усложнения, умения находить связь между последующим и предыдущим. Например, в игре «В гости к нам пришли.» дети классифицирует блоки: по одному свойству используют сюжет (задача, далее можно отходить от сюжета и решать задания ради самого задания. Тот же принцип и в кругах Эйлера: положи в круг все круглые предметы или все не круглые предметы; в круг все квадратные, вне круга – все треугольные. Далее – в один круг треугольные, в другой – синие; фигуры по своим свойствам относятся и к треугольным и синим и попадают в пересечении кругов (приложения 30).

• Принцип индивидуального подхода. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. Условно создаю группы: с высоким, с средним, с низким уровнем развития. Условно потому, что при решении конкретной задачи дети могу переходить из одной группы в другую. Это помогает каждому ребенку активно познавать окружающий мир. Этот принцип помогает мне вовлекать в образовательный процесс всех детей, вызывать у них желания получать знания, воспитывать внимательность и усердие. Стараюсь каждого ребенка подготовить к школе.

• Принцип наглядности. Это золотое правило дидактики. Умение задействовать в образовательном процессе все анализаторы ребенка.

Методы работы.

• Наглядный метод. Для детей дошкольного возраста свойственно решать задачи через зрительное восприятие. Это способствует повышению познавательного интереса ребенка и облегчает решения задания. Развивая зрительную память ребенка, я помогаю ему осваивать математические знания, делая их доступными через наглядность. Ребенок может выполнять задания практически. Занимательный материал сам по себе предполагает использования: различных карточек-схем, образцов, игровых полей для действия с предметами, план карты, фишки, наборы цифр и геометрических форм… Я стараюсь, чтобы дидактический материал был привлекателен для детей, эстетичный, а так же нес четкую обучающею задачу. Картинки-схемы я использую при обучении детей решать задачи-головоломки, составлять плоскостные картинки, изображений, для логических упражнений на поиск не достающих в ряду фигур или предметов, решения задач на нахождения признаков отличий одной группы. В образовательном процессе я использую логические блоки, можно использовать объемный материал. Изготовляю игровые поля к некоторым играм (Панова Е. Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду»): «Разложи фигуры», «Фабрика», «Волшебное дерево», «Вырастим цветы», «Алгоритм», «Геометрический конструктор». Формирую элементарные математические знания при рассматривании различных картинок, иллюстрации с лабиринтами; составляем планкарты (игры: «Найди предмет», «Отгадай где находятся?»). Эти игры развивают умения ориентироваться в пространстве и на плоскости. ; решаем с детьми задачи-шутки, логические задачи использую в работе знаки символы, с помощью которых можно кодировать информацию (блоки Дьенеша). Это своего рода перевод на другой язык (язык-алфавит, схема-знак). Кодирование используется как средство решения самых разнообразных математических задач (например «Собери мостик»). Для того, чтобы дети могли видеть результаты своих усилий у нас есть, дерево успеха. Это своеобразный экран успеваемости, он стимулирует желания детей получать знания, но использую его с осторожностью, оцениваю не только знания, но и старания детей. Стараюсь не сравнивать детей только указываю на то, что не которым детям необходимо еще позаниматься для того, чтобы иметь знания данной темы. И если ребенок подходит ко мне в свободное время и просит с ним позаниматься я сразу его «поднимаю вверх».

Счетные палочки использую не только как счетный материал, они помогают в доступной форме ознакомить детей с азами геометрии. Их можно использовать и как единицу измерения, строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям. Палочки помогают развивать смекалку и сообразительность, активность и самостоятельность, развивает волевые качества, помогают детям искать нестандартные решения.

Наглядный метод тесно переплетается со словесным методом.

• Словесный метод. Этот метод позволяет разъяснять смысл игры или задания, направлять действия ребенка, осмысливать их, поощрять работу. Замечания и наставления во время игры не должны быть навязчивыми, необходимо предоставлять возможность самостоятельно действовать и самостоятельно оценивать результат. Всегда нужно уметь показать ребенку, что он может сделать еще лучше. Оценка действий должна быть конкретна. Словесный метод использует во всех математических игах и заданиях, но есть игры, в которых этот метод основной: «Лишнее слово», «Логические концовки», задачки-шутки, загадки.

Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Что способствует созданию эмоционального настроя и активизирует умственную деятельность. Хорошо применять на занятиях пословицы, поговорки, устное народное творчество. Это воспитывает в детях любовь к своим народным традиция.

Необходимо учить детей пользоваться объяснительной и доказательной речью, и формировать умения отстаивать свою точку зрения, либо признавать ошибочность её и принимать правильное решения. Загадки бывают текстовые (описательные) – простые, завуалированные (метаморфические) – более сложные.

Наглядный и словесный методы всегда сопутствуют практическому методу.

• Практический метод. Этот метод позволяет мне помогать детям осуществлять практическую деятельность, направленную на усвоения определенных способов действия с предметами или их заменителями (графические рисунки, модели, схемы, и т. д.). Выполнения детьми разнообразных практических действий является основой для умственной деятельности. Этот метод позволяет широко использовать различные дидактический и подручный материал. «Умственная гимнастика» - яркий пример этого метода, её я использую в либо начале занятия, либо для закрепления полученных знай, либо в основной части занятия для выполнения конкретной поставленной задачи – для лучшего усвоения нового материала. На занятиях для решения поставленной задачи учу детей пользоваться: геометрическими фигурами методом проб и ошибок. С помощью палочек создавать по схеме фигуры, предметы, строить лабиринты.

Практические задания дети могут выполнять как индивидуально, так и группами (два, три человека).

Учитывая не совершенство умственных процессов дошкольника я объединяю практический метод с наглядным и словесным, использую эти методы в тесной взаимосвязи друг с другом.

• Метод игрового моделирования. Включает в себя математическое плоскостное моделирования – это игры с геометрическим конструктором («Танграм», «Пифагор» и др.). Эти игры можно выделить потому, что в процессе моделировании дети знакомиться со свойствами фигур, анализируют их расположения, составляют силуэт или фигуру. Они состоят из частей разрезанной определенным образом фигуры. Они развивают логическое мышления и познавательные способности ребенка. Позволяет ему самостоятельно решать определенные задачи. Развивает творческие способности и умения контролировать свои действия. Развивает зрительную память и позволяет свободно перемещать фигуры. Я осуществляю этот метод от простого к сложному (младший возраст – составь картинку, старший возраст – «Геометрический пазл»).

Приемы.

Я считаю, что дети дошкольного возраста легко и без усилий могут овладеть научными математическими знаниями через игровую занимательную деятельность.

• Игровые приемы (создания игровой ситуации). Для того чтобы ребенок мог развивать свою умственную деятельность ему необходимо приложить определенные усилия. Но так, как умственная деятельность у дошкольника не сформирована окончательно, то воспринимать чисто теоретические знания он не может. Поэтому я создаю игровые ситуации, в которых ребенок без особых усилий получает и закрепляет знания. Любая задача может быть реализована через игру (например: поставить знак больше или меньше – ребенку сложно, я объясняю, что у нас есть птичка и она открывает свой клювик в ту сторону, где больше, при этом прошу ребенка обвести клювик пальчиком).

В игре дети учиться думать, искать решения задачи. При необходимости используют наглядный материал. С большим желанием дети помогают игрушкам, сказочным героям и персонажам мультфильмов.

В игре «В гостях у Лунатика» они не просто решают задачи, а помогают ему и его друзьям.

В игре «Выложи узор» дети расшифровывают заданный воспитателем код.

Совместная деятельность легко осуществляемся через игры путешествия.

Легко вступают в диалог с персонажами, обучают их тем, самым обучаются сами.

Этот игровой прием не только развивает умственную способность ребенка, но и творческие способности.

• Демонстрационный способа использую наглядный материал для подкрепления сказанного мною.

Указания должны помогать ребенку совершать определенные действия, но должны мешать самостоятельности, активности и настойчивости.

• Пояснения. Помогают ребенку решить поставленную задачу в том случаи, если у него появляются затруднения.

• Вопросы активизируют восприятие, память, мышления. Помогает не только запомнить новый материал, но и осмыслить его. Вопрос должен активизировать мыслительную деятельность ребенка. Они могут направлять действия детей, закреплять последовательность действий и лучше анализировать достижения результата.

• Элемент соревнования. Использую в играх – конкурсах, математических праздников и КВН. Для развития активности детей.

• Прием поисковых проб. Ребенок методом проб и ошибок решает поставленную задачу, при этом использует не только наглядно-образное мышления, но и наглядно-действенное. (например «Платье для маши»).

• Моделирование: Я считаю необходимым обязательное использование настольно-печатных игр, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Временам года".

• Музыкально – ритмический. Для того, что бы дошкольник мог быстро и легко запомнить необходимую информацию, в своей работе я использую небольшие песенки и речевки. (например «Живые цифры», «Наша утка голодна»)

Формы работы.

• Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе я стараюсь, чтобы дети получали знания группами. Вовлекаю в группу как можно больше детей. Это форму своей деятельности назвала ига-занятия. Обучение детей в группах облегчает усваивать элементарные научные математические знания. Запомнить основу – «кирпичик» для того, чтобы в будущем применять эти знания. Но в занятия провожу в игровой форме и использую театральное действие, разнообразный дидактический материал, игрушки и пособия. Провожу комплексные занятия, занятия развлечения, занятия конкурсы, занятия КВН (приложения)

• Фронтальный вид работы.

• Подгрупповая. В подгруппы я объединяю детей по уровню развития, для детей с высоким уровнем развития я нахожу ребусы, головоломки, либо придумываю сама. У детей со среднем уровнем развития стараюсь повысить желания к обучению, помогаю усвоить полученные раннее знания. Не редко дети с этой группы переходят в первую. Детям с низким уровнем развития необходимо больше внимания. Следовательно, с этой подгруппой я занимаюсь с вечера, чтобы подготовить их к получению новой информации. За тем после занятия еще несколько раз работаю с этой подгруппой, для закрепления усвоения пройденного материала. («Помоги зайцу», «Помоги Маши и Медведю» подразумевает закрепления полученных знаний)

Это деятельность организуется в утренние и вечерние часы. Может быть игрой путешествием с учетом возраста детей.

• Индивидуальная деятельность ребенка. Для успешной организации такой деятельности я создаю определенные условия – развивающую среду. В игровой комнате всегда доступны дидактический материал, пособия, тетради и т. д. Дети по желанию выбирают те игры или пособия. Играют как индивидуально, так и группами самостоятельно. Хотя во второй младшей группе зачастую бала совместна. (дидактические игры и рабочая тетрадь «Найди и назови»)

• Работа с родителями. Для того чтобы моя работа была успешна, я наладила работу с родителями. На родительских собраниях я объясняю какие, знания получили дети, с помощью каких игр и упражнений можно закрепить эти знания. Так же использую папки передвижки, газеты, и другие наглядные пособия помогающие родителям следить за успехами своих детей.

Планирую проводить день открытых дверей.

Средства.

Большое значение в развитии мыслительных процессов я придаю предметно-развивающей среде в группе. Дети имеют свободный доступ к играм. Пособия, которые используются на занятиях, остаются в распоряжении детей до конца дня. Постоянно обновляется дидактический материал, вносятся усложнения.

Предметно-развивающая среда является основным средством успешного усвоения детьми знаний. Вариативность среды в группе зависит от задач, решаемых на занятиях. Дети часто берут для самостоятельных игр разные пособия. Результатом развивающей среды стало то, что дети стали больше использовать полученные математические знания в продуктивной деятельности, лучше продумывать свои действия.

Многообразие занимательного материала дает основание для его классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

З. Л. Михайлова выделила три группы. Я же для себя условно разделила по признакам общности для того, чтобы успешнее использовать его для развития мыслительных процессов у детей.

Широко использую героев сказок и персонажей мультфильмов для создания игровой ситуации. Так же использую современный средства обучения. (не большие обучающие мультфильмы). В своей работе использую тетради по математике и другие детские журналы.

Использования игрового занимательного математического материала.

Результат.

Таким образом, я пришла к выводу, что формирования мыслительной деятельности у ребенка через игру с использованием занимательного математического материала – приносит хорошие результаты. У детей возрастает интерес к знаниям, они лучше справляются с поставленной передними задачей, высказывает предположительный ход поиска, учатся анализировать и выделять существенные признаки предметов, думать целенаправленно. У ребенка развивается геометрическое воображения, умения сравнивать, обобщать, разделять на группы, делать выводы. Появляется элементарные математические представления. Ребенок свободно владеет алгоритмами. К старшей группе появляется адекватная самооценка, они учатся соотносить цель и результат.

Без затруднений у ребенка развивается внимания, память, воображения, творческие проявления – начинает самостоятельно мыслить и анализировать. Дети активно включаются в образовательную деятельность, задают много вопросов, стремятся делать выводы т. е. появившееся интерес стал мотивом, побуждающим детей к получению знаний и умений.

Мониторинг. Безошибочно выделять признаки предложенных мной предметов могут 12 детей. Узнают предметы по заданным признакам 16 человек, существенные признаки предметов выделяют 10 детей, устанавливают причинно-следственные связи и классифицируют предметы 7 человек.

Таким образом, конечные результаты диагностирования получились следующие:

низкий уровень 15% (3 детей)

средний уровень 50% (10 детей)

высокий уровень 35% (7 детей)

Вывод. Я считаю, что формировать мыслительную деятельность дошкольника лучше всего через игру с использованием занимательного математического материала.

Список литературы.

1. Аваневова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. – М., Просвещение, 1971.

2. Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. - М., Знание. - 1989.

3. Доналсон М. Мыслительная деятельность детей.: Пер. с анг/ Под ред. В. И. Лубовского. – М.: педагогика, 1985

4. Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. // Авт. -состав. Попова Г. П., Усачева В. И. – М., 2005.

5. Люблинская А. А. Детская психология. – М., Просвещение, 1971

6. Михайлова З. А. Математика от трех до семи. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М. ,: Знание, серия. Педагогика и психология,1979.№2

8. Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж., ТЦ Учитель, 2006.

9. Усова А. В. Формирования у школьников научных понятий в процессе обучения. – М., Просвещения, 1983

10. www.koipkro.kostroma.ru

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП через развитие исследовательской деятельностиФормирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП через развитие исследовательской деятельности Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Оформление уголков экспериментальной деятельности в ДОУ. Из опыта работы. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации ведущего вида деятельности в познании окружающего.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Формирование мыслительной деятельности ребенка в игре с использованием занимательного математического материала
Опубликовано: 3 июля 2013 в 12:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...