Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2–3 года)

Белашова Татьяна Анатольевна
Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2–3 года)

Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3года)

Автор:

Белашова Татьяна Анатольевна

Вид:

групповой.

Участники проекта:

воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта:

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

1. Образовательные:

1. развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

2. формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

3. учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

4. развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

5. обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

2. Воспитательные:

1. воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

2. формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

3. Развивающие:

1. развивать познавательные процессы;

2. развивать мелкую моторику.

Цель проекта

:

– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи проекта:

• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

• Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.

• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Ожидаемый результат:

– повышение уровня сенсорно – математического развития детей I мл.

Сроки проекта

: сентябрь – май 2013 г. - 2014г (долгосрочный)

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Занятия.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

включает:

1. повышение уровня профессиональной компетентности;

2. определение объема материала, который будет адресован детям.

3. планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

1. Изучение специализированной литературы;

2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;

3. Оборудование «дидактического стола»;

4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;

5. Подбор заданий и проведение диагностики;

6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;

7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).

8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

II этап: творческий (основной)

включает:

1. Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

2. Оформление стендов для родителей по теме проекта;

3. Консультации для родителей.

реализация:

1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.

3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;

6. Исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

включает:

1. Подведение итогов

реализация:

1. Диагностика детей;

2. Проведение заключительного занятия;

3. Самооценка, выводы.

Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе № 1

2. начало проекта

В исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:

1. низкий - 6 детей (35 %)

2. средний –1 9 детей (65 %)

3. конец проекта

В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:

1. низкий -2 ребенока (7 %)

2. средний – 16 детей (64 %)

3. высокий -7 детей (29 %)

Результаты проекта:

4. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

5. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

6. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

-Мозаика-вкладыши крупная;

-Мозаика мелкая;

-Мозаика –пазлы мелкая;

-Лотто «Фигуры по местам»;

-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);

-Пирамидки.

1. В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Колеса для машин»;

-«Спрячь игрушку»;

-«Иголки для ежика»;

-«Подбери по цвету»

-Оборудован дидактический стол.

Практическая значимость проекта

2. Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;

3. Разработка дидактического материала и дидактических игр;

4. Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

1. Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

2. Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

3. Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Информационные ресурсы

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

2. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

3. Венгер Л. А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;

4. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

5. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;

6. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Проект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Дружок» Паспорт проекта Ветеринарная клиника «ДРУЖОК» Автор-разработчик проекта: Асаенок Е. В., воспитатель (2 кв. категория); Старикова К. В. ,.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста (2–3 года)
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 15:33
+26
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...