Формирующий этап исследования — проведение занятий по математике (продолжение курсовой работы)

Замаева Наталья
Формирующий этап исследования — проведение занятий по математике (продолжение курсовой работы)

Введение.

Цель: Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы.

Для решения поставленной цели формирующего этапа нашего исследования, было решено на каждом занятии по математике, применять по 2 дидактические игры или упражнения, предложенные Л. А. Венгером для развития у детей представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины[3].

Формирующий этап исследования проходил в период с 1 по 29 марта, в течение 5 недель, то есть было проведено 5 занятий по математике.

Система дидактических игр и упражнений на развитие восприятия детьми цвета, формы, величины.

«Спрячь мышку»

Дидактическая задача: продолжать развивать у детей представления о шести цветах спектра и двух дополнительных.

«Подбери по цвету»

Дидактическая задача: закреплять представления о восьми цветах; научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

«У кого какое платье?»

Дидактическая задача: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

«Какие бывают фигуры?»

Дидактическая задача: продолжать знакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат - треугольник, квадрат - прямоугольник, круг - овал.

«Подбери фигуру»

Дидактическая задача: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу; закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

«Найди предмет такой же формы»

Дидактическая задача: учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

«Лесенка»

Дидактическая задача: продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

«Найди такое же колечко»

Дидактическая задача: закреплять умение находить предметы одинаковой величины путем накладывания.

«Орнамент»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Лото «Цвет и форма»

Дидактическая задача: закрепить представления детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму, отвлекаясь от третьего (величины).

Подробнее все вышеперечисленные дидактические игры и упражнения, а также конспекты математических занятий, представлены в приложении.

Опираясь на данные, полученные в ходе констатирующего обследования детей 2-й младшей группы, мы начинали первоначально вводить игры с целью формирования представлений о цвете предмета – соотнесение цвета предмета с эталоном цвета. Затем детям были предложены игры и упражнения, направленные на формирование эталона формы, причём в чередовании с играми и упражнениями, формирующими эталон величины. Сделано это было с той целью, чтобы показать детям независимость величины предмета от его формы.

На каждом занятии формирующего этапа нашего исследования, практически все дети, за исключением Вовы и Дениса, живо и с интересом принимали участие в предложенных играх и упражнениях. Но при этом у Вовы высокий уровень сформированности сенсорных эталонов, тогда как у Дениса низкий. Поэтому мы решили проводить игры и упражнения с мальчиками в индивидуальной форме.

Владик и Лиза с удовольствием участвовали в играх, они сначала очень внимательно следили за действиями педагога и детей, а затем стали работать самостоятельно, и последующие занятия, которые были направлены на закрепление нескольких эталонов, показали, что девочки достигли определённых успехов.

У Миши возникли сложности в игре «Найди предмет такой же формы», он очень долго не мог определить, что же общего может быть у предмета и геометрической фигуры, но педагогу не пришлось вмешиваться, так как дети сами помогали ему справиться с заданиями и в конце концов он начал действовать самостоятельно.

Очень порадовали действия Арины, Вики и Данилы, они с удовольствием участвовали во всех играх и упражнениях. Вначале у них, конечно же, ощущались трудности, требовалась помощь педагога, но уже на третьем занятии из их лексикона исчезли такие слова, как: «У меня не получается», «Я не умею», «Помогите мне», и они стали действовать самостоятельно.

Стас и Никита вели себя во время проведения игр и упражнений слишком «возбуждённо», но при этом справлялись со всеми заданиями. Скорее их поведение связано с их индивидуальными психологическими особенностями, чем со знаниями.

Таким образом, как показывает проведённая серия математических занятий, направленных на развитие у детей 2-й младшей группы представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины, эти занятия явились для детей не только обучающими, но также направленными на проявление самостоятельности и познавательного интереса при обучении, так как проводились в наиболее доступной и желанной форме для детей этого возраста – игровой.

Публикации по теме:

Значение формирования элементарных математических представлений для развития сенсорных способностей в дошкольном возрасте Введение. Большое значение в развитии сенсорных способностей имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых.

Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа) Введение Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе Проблема развития способностей занимает важное место,.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Формирующий этап исследования — проведение занятий по математике (продолжение курсовой работы)
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 21:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...