Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГТ

Лилия Микушева
Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГТ

Современная семья значительно отличается от своей исторической предшественницы. По данным статистических исследований, в Российской Федерации много неполных семей. Социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, проблемы материального обеспечения- вот немногие из причин, ведущие к утрате родительской ответственности за судьбу ребёнка. К сожалению, немаловажное значение имеет и недостаточно высокий уровень педагогического потенциала родителей.

От современной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы ДОУ, в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. А чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространения его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Решающим условием положительного направления взаимодействия выступают доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, уверенность в своих силах.

Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребёнка.

Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

- планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

- практическая помощь семье в воспитании детей;

- организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

- вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

В нашем саду «Теремок» организована психолого-педагогическая служба по работе с семьями разных категорий, одна из задач которой- оказание социальной, психологической и педагогической помощи воспитанникам, родителям, педагогам. Деятельность службы способствует оказанию своевременной консультативной и коррекционной помощи семье (психолого-педагогическая коррекция детей, имеющих проблемы в развитии, обеспечение защиты прав и интересов детей, пропаганда социально-педагогических знаний, разъяснение правил психопрофилактики и психогигиены, установлению доверительных отношений.

Ежегодно проводится экспресс-опрос педагогов всех возрастных групп по выявлению типов семей, а особенно детей семей группы риска, ведётся банк данных.

Анализ изучения статуса семей воспитанников позволяет определить воспитательные возможности семей, её потенциал, определить методы и приёмы работы. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в конкретной ситуации. На установление обратной и действенной связи требуется длительное время.

Для повышения качества сотрудничества с семьями в нашем ДОУ создана служба помощи семьям разных категорий.

Основные направления деятельности Службы.

Диагностическое: совместная работа Службы и педагогов ДОУ по выявлению семей различных категорий (в том числе семей группы риска).

Коррекционное:

-разработка и осуществление коррекционных программ для детей семей разных категорий, направленных на развитие саморегуляции, эмоционально-волевой сферы, морально-нравственных понятий, когнитивной сферы, речевого плана, а также на повышение социального

статуса и развития навыков общения.

-разработка и осуществление коррекционных программ для семей различных категорий, направленных на коррекцию деструктивных родительских установок, детско-родительских отношений.

Консультационное:

-организация системы педагогического, психологического, правового, социального просвещения по актуальным проблемам дезадаптации;

-консультирование педагогов и родителей по вопросам дезадаптации.

Воспитательное:

-обеспечение соблюдения прав ребёнка;

-обеспечение защиты детей от деструктивного воздействия социума.

Профилактическое:

-профилактика нарушений прав ребёнка;

-профилактика деструктивного общения ребёнка с социумом;

-профилактика психосоматических, поведенческих, эмоциональных, когнитивных нарушений у детей семей разных категорий.

Другое, не менее важное направление в деятельности ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников являются встречи с родителями, чьи дети собираются переступить порог нашего детского сада. Воспитатели рассказывают о возрастных и индивидуальных особенностях детей первых трёх лет жизни, режиме дня и питании, об особенностях адаптационного периода и факторах, от которых зависит его течение. Рекомендуем уделить особое внимание здоровью малыша, предлагаем комплекс общеукрепляющих и закаливающих мероприятий, даём советы по привитию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, по формированию правильных привычек. Родителям вручаются памятки «Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад». Целенаправленная подготовка родителей даёт положительные результаты.

Удачной находкой для выстраивания взаимодействия детского сада и семьи стала творческая группа по работе с семьёй, деятельность которой направлена на организацию массовых мероприятий с участием детей и родителей, по обмену опытом семейного воспитания, оказание помощи для обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Главный результат-нормализация детско-родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать друг друга, активнее интересоваться тем, что происходит с детьми в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.

Микушева Л. И.

МК ДОУ Павловский детский сад №11, воспитатель.

Публикации по теме:

Патриотический уголокПатриотический уголок Недавно в нашем детском саду я организовала уголок патриотического воспитания. Здесь я разместила фотографию нашего президента В. В. Путина,.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГТ
Опубликовано: 7 января 2014 в 16:59
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...
Стихи. «Лесная гостья», «Елочка», «Елочка — краса!»
ЛЕСНАЯ ГОСТЬЯ Гостья к нам пришла лесная, Ах, красавица, какая! Огоньки на ней горят, Бусы яркие блестят! Зайцы, белочки на елки И снежинок хоровод,...