Лучший педагог года

Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития

Севостьянова Наталья Васильевна
Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития

Под формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством обучающихся.

В процессе экологического образования младших школьников с ТМНР во внеурочной деятельности могут быть использованы такие формы обучения как занятия, экскурсии в природу, прогулки, труд в природе, экологические праздники и развлечения.

Публикация «Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах

Занятия - основная форма организации экологического образования младших школьников с ТМНР во внеурочной деятельности.

Современная педагогика придает большое значение занятиям. Они оказывают положительное воздействие на обучающихся, способствуют их интеллектуальному и личностному развитию. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации обучающихся. Возможен переход от фронтальных занятий со всей группой обучающихся к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к обучающимся, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Выделяют основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного типа

Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению обучающихся с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у обучающихся отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа обучающиеся знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение обучающихся на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр фильма или слайдов, рассказ воспитателя.

Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор обучающихся, формируют новые образы о природе.

На занятиях первично-ознакомительного типа с обучающимися можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в школе случайно, поселились ненадолго.

Занятия углубленно-познавательного типа

Содержание данных занятий направлено на выявление и показ обучающимся связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые доступны пониманию и усвоению обучающихся. Это занятия, посвященные ознакомлению обучающихся с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды. Это занятия по ознакомлению обучающихся с приспособленностью животных к среде обитания.

Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному развитию обучающихся. Они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать. Все это обеспечивает развитие их мышления.

Занятия обобщающего типа

На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых обучающимися, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. К ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, сезонных явлениях в природе.

С раннего возраста обучающиеся знакомятся с отдельными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам. Позднее знания могут быть суммированы, обобщены.

Фундамент конкретных знаний о растениях у обучающихся позволяет сформировать обобщенные представления например, об овощах, фруктах. Во всех случаях основой обобщения должен быть ряд значимо-характерных признаков. Например, обобщенные представления «овощи», «фрукты» формируются на основе следующих признаков: растут на огороде (в саду, используются в пищу, специально выращиваются человеком.

Другим содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет обучающиеся наблюдают, как растут комнатные растения. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Аналогичным образом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у обучающихся можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в животном мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет обучающиеся накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью.

Именно поэтому обобщенное представление об осени у обучающихся формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.

Возможно формирование у обучающихся обобщенных представлений о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности. Например, хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб, стрекоза и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Растительноядные - это совсем другие животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, снегирь, жук-древоточец и пр., у них иные формы приспособленности.

Занятия комплексного типа

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития обучающихся и строятся на разных видах деятельности.

В области экологического образования комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени обычно проводится итоговое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности обучающихся. Воспитатель уточняет и обобщает представления обучающихся об осени, выделяя характерные ее особенности.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются - обучающиеся знакомятся с произведениями искусства).

Третья часть занятия - это художественное творчество обучающихся, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей обучающихся, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может незначительно выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия — это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность обучающегося, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Публикации по теме:

Консультация «Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 2 слайд Экологическое образование дошкольников – это.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию Формы работы с родителями по экологическому воспитанию. Автор: Буканова Нина Ивановна воспитатель средней группы. МБДОУ «Детский.

Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию» Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей.

Методы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Методы образования - это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений.

Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников «Природа – это сказка, сохраним это чудо!» Экологическое воспитание дошкольников. Доклад из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 7 Зуевой.

Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук с детьми 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи [УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка».

Разработка Сипр для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития Андреева Анна Павловна учитель-логопед Андрюшина Елена Анатольевна учитель-дефектолог МБДОУ «Ёлочка», г. Черногорск, Республика Хакасия.

Система коррекционной работы детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Введение Полноценное развитие ребенка, как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует.

Спортивное развлечение для обучающихся 1–4 классов «Зимние забавы» Спортивное развлечение для обучающихся 1-4 классов «Зимние забавы» Ольга Павлушкина Форма проведения: конкурсная спортивная программа.

Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи самоконтроля при письме Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи само-контроля при письме. Учитель-логопед Анисимова Юлия Евгеньевна Одной из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 12:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД