Формы работы с родителями

Валентина Кардашова
Формы работы с родителями

Формы работы с родителями.

Рекомендации родителям и коллегам-педагогам

Учитель ОГКУЗ “Детский противотуберкулёзный санаторий”

В. И. Кардашова

“Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет”, - гласит народная мудрость. Поэтому, как ни крути, а ребёнка формирует не общество, а семья.

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад.

Чтобы обществу получить гармонично развитую личность с активной и полезной жизненной позицией, нужно много работать с родителями.

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

В детском санатории п. Ивня Белгородской области, куда поступают на лечение и обучение дети со всех уголков Белгородчины, педагоги строят систему отношений с родителями с первого момента поступления ребёнка в санаторий. Санаторий создан с целью профилактики бронхо-лёгочных заболеваний и предупреждения локальных форм туберкулёза. В санатории функционируют два корпуса: дошкольный на 40 коек, где находятся дети с 3 до 6 лет без родителей и школьный корпус на 60 коек, где находятся дети с 1 по 6 класс, включительно. Родителям тактично напоминают, что ребёнок в течение 10 первых дней проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, он должен привыкнуть к новым условиям и научиться обходиться без родителей положенное для оздоровления время. Родственникам ребёнка дают советы, которые помогут им пережить временное отсутствие малыша или школьника.

Задача учителя/воспитателя – помочь родителям осознать свою родительскую миссию, как огромную ответственность за будущее ребёнка. Он должен идти в жизнь здоровым физически и укреплённым духовно. Большинство родителей, к счастью, это понимает. Но есть и проблемные родители, а семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, как и чем помочь родителям, пережить временное отсутствие детей в семье. На данном этапе могут помочь индивидуальные мини-консультации или тематические. Педагоги санатория беседуют с родителями во время их посещения детей, поддерживают тесную мобильную связь, рассказывая о маленьких и больших успехах ребёнка в санатории.

Воспитательная работа не может строиться без учета того, каким образом формируется в семье индивидуальность ребенка. Следует научиться сотрудничать с родителями. Для этого необходимо:

– Установить доброжелательные отношения с родителями: для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

– Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

– Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемлять его прав и свободы.

Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома после возвращения из санатория.

– Постоянно информировать родителей о процессе воспитания и успехах, продвижениях в развитии ребенка.

– Организовать педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры.

Наиболее желаемые темы для обсуждения:

1.”Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании”

2.”Тревожность детей. К чему это может привести?”

3. “Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления”

4. “Год рождения ребенка, – каким он был?”

5. “Каким я вижу будущее моего ребенка?”

6. “Друзья моего ребенка”

7.“День рождения нашей семьи”

Коллегам-педагогам можно посоветовать принять к сведению следующие правила эффективного взаимодействия учителя/воспитателя с семьями учащихся:

- Всегда создавать необходимые условия для общения.

- Не беседовать с родителями второпях, на бегу.

- Разговаривать с родителями спокойным тоном, не стараясь назидать и поучать.

- Уметь терпеливо слушать родителей, давать возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

- Не спешить с выводами! Обдумать хорошо то, что вы от родителей услышали.

- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

- Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

- Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Существует ряд комплексных тренинговых упражнений, которые могут помочь родителям. Например, книги И. М. Марковской “Тренинг взаимодействия родителей с детьми” и

И. В. Самойленко “Тренинг для родителей”. Родителям необходимо всегда помнить напутствие известного педагога А. С. Макаренко, который писал:

”Не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно быть в семье”.

Возможно, одна из памяток для родителей окажет им необходимую помощь в развитии и воспитании их детей:

Памятка для родителей

1. Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.

2. Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.

3. Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.

4. Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.

5. Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.

6. Относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.

7. Никогда не используйте труд как средство наказания.

А. С. Макаренко неоднократно говорил: ”Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту”.

Публикации по теме:

Информационные стенды в детском садуИнформационные стенды в детском саду .

Сделать родителей единомышленниками? Это легко! «СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ? ЭТО ЛЕГКО!» (Из опыта работы педагогов группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи) Тарасенко.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • 23 февраля
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы работы с родителями
Опубликовано: 26 августа 2012 в 19:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM, за то что дружбу дарит нам!
Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Спешу поделиться радостью - ровно год как я зарегистрировалась на сайте МААМ. Теперь уже любимом и родном! С...
Сценарий выпускного 2017 год в группе «Василёк»
Выпускной в группе «Василёк» Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой выпускников. Раскрыть творческие возможности каждого ребенка....
Образовательная среда — Центр «Литература»
Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Ученый уверен,...
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Осьминожки»
Тепло приветствую всех, кто ко мне заглянул! Как вы могли догадаться по снимку, сегодня речь вновь пойдёт об осьминогах. Расскажу, как мы рисовали...
Любимым маамовцам
Здравствуйте, дорогие мои маамовцы! Я спешу высказать вам, огромные слова благодарности - за ваши потрясающие комментарии и душевные слова. Каждый вечер,...