Формы работы с родителями

Елена Анцибор
Формы работы с родителями

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

Классификация семей

Специалисты выделяют несколько видов семей:

По виду:

- Полная простая: родители, дети.

- Полная сложная: бабушки, дедушки.

- Полная измененная: один из родителей не является родным.

- Неполная.

По количеству детей:

- С одним ребенком.

- С двумя детьми.

- С тремя детьми.

По благополучию

- Благополучная формально (благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, а семья не занимается воспитанием детей).

- Благополучная (оба родители работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей).

- Неблагополучная (явно просматриваются дефекты воспитания - наказания детей).

- «Новые русские» семьи - высокообеспеченные и сверхобеспеченные. В таких семьях нередко наблюдается кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семей, относится работа Э. Арутюнянц. По ее мнению, существуют три варианта семьи: традиционная (патриархальная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.

Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. В детском саду ребенок - равноправный член социальной группы, а в семье - объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, а в семье - зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребенка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут и использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Существует множество форм работы с родителями. Это традиционные формы, такие как: консультации; диагностика; общие и групповые собрания; оформление выставок, стендов; информационные письма, памятки; дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие: создание семейных клубов; круглые столы, диспуты, дискуссии; деловые игры; родительско-детские тренинги; совместное проведение досуга; групповые семинары, практикумы, тренинги.

Немного подробнее остановимся на основных формах работы с родителями.

Консультация. Это одна из основных форм работы психолога. Консультация может быть индивидуальной и групповой. Психолог во время консультации может получить от родителей информацию о предшествующих этапах развития ребенка, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

Диагностика. Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик, следует начинать с первичной диагностики - жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, смотреть на причины указанных нарушений.

В ходе первичной психодиагностики, которая является непродолжительной, психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: 1) Может ли он сам оказать помощь семье? 2) Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? 3) Кто в семье нуждается в помощи психолога? 4) Каков характер этой помощи?

Далее психолог должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).

Наконец, само общение, наблюдение за поведением родителей могут дать психологу некоторые представления о семье.

Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от психолога. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе:

1. Психологическая неграмотность родителей - информирование, разъяснение, консультирование психолога.

2. Искаженные родительские отношения - психокоррекционная работа психолога с семьей.

3. Дисгармония психического развития ребенка - психокоррекционная работа психолога с ребенком.

4. Нарушение личностного развития ребенка - второй этап диагностики и психокоррекция ребенка и родителей.

5. Задержанное психическое развитие ребенка - консультации психолога, направление к дефектологу.

Многие родители плохо воспитывают своих детей не потому, что они безграмотны. Они знают, что надо делать, но не знают, как это делать. Даже на самой хорошей лекции трудно овладеть технологией семейного воспитания. Поэтому следует использовать активные формы работы с родителями, которые развивают практические педагогические умения, навыки семейного общения. Это могут быть нетрадиционные формы работы:

Дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить мнение, позиции, установки и ценности участников дискуссии. Обсуждение различных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление. Например: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка — в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?» Круглый стол - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными участниками. Можно обратиться к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?», «Был ли подобный случай в вашей практике, расскажите о нем, пожалуйста», или «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний и т. п. Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты в воспитании, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями. Симпозиум - более формализованное обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.

Тренинг- может быть направлен на тренировку и развитие нужных качеств (умение общаться, слушать, развитие эмпатии и пр.). Он представляет совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования самопознания. Тренинговые игровые упражнения и задания могут быть такими: дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить нежелательные формы обращения на конструктивные. Например, вместо: «Почему ты опять не убрал свои игрушки?»«Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!» Можно также дать задание определить, в чем видится неконструктивность таких обращений к ребенку, как: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои “хочу”, мало ли что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал (а?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др. Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа: «Закончи предложение.» Например, психолог бросает родителю мяч, говоря: «Хорошо учиться в школе, это значит…» или «Особенности моего ребенка, это…» и т. п.

Деловая игра - модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Функции игры: познавательная, коммуникативная, развивающая, объединяющая, психотерапевтическая.

Решение проблемных задач семейного воспитания

побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения. На пример, родителям предлагается проблемная ситуация: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: «Ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли. Она сползла со своего стула и решила побегать. Она смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Вопрос: «Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может быть получен ребенком в данной ситуации?»

Ролевые проигрывания семейных ситуаций позволяют обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям: «Покажите, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком (обидевшим сверстника) и др.».

Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, и понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в конкретной ситуации, полезно сформулировать вопрос: «А как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации? Также к нетрадиционным формам работы с семьей относятся: совместное творчество детей, родителей и педагогов; совместное проведение досуга; театрализованные представления для детей с участием родителей. Такие формы работы способствуют

эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. В условной игровой обстановке в ненавязчивой форме проходит как бы встреча со своими привычками и стереотипами в воспитании, что может способствовать их осознанию и изменению отношения к ним. Когда же родители лишь на вербальном уровне вступают в общение (отвечают на вопросы психолога и друг друга, они стараются контролировать свои высказывания, чтобы «подать себя в наилучшем свете», тем самым подавляют естественность и спонтанность своего поведения, что тормозит осознание ими роли воспитателей ребенка. Родитель, вовлекаемый в игровое моделирование своего поведения, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком не только на уровне слов, но и переживаний. Часто родителей раздражает то, что дети не замечают трудностей, с которыми родители сталкиваются ежедневно, не ценят усилий по их воспитанию. Но раздражение это возникает от того, что взрослые не осознают, что ребенок не в состоянии понять нас, встать на нашу точку зрения в силу своих возрастных особенностей. Потому что один из самых извесных феноменов дошкольного возраста - это детский эгоцентризм, т. е. неумение занять другую позицию. Например, когда перед дошкольником старшего возраста ставили макет трех гор разной высоты и конфигурации и просили нарисовать, что он видит, ребенок делал это достаточно точно. Но когда с другой стороны макета сажали куклу и просили нарисовать, как эти горы видит кукла (а это было уже другое расположение, с позиции «наоборот», ребенок не мог этого представить. Каждый раз он рисовал вид только со своей позиции. Доминирование своего «я», своей точки зрения наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Даже до 9 лет многие дети на вопрос: «Может ли твой сон увидеть мама?» - отвечают утвердительно. Им кажется, что их внутренняя жизнь - это и есть весь мир. Следует развивать у родителей рефлексию, т. е. умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогических удач, так и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с ребенком у них происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают положительные изменения в детско-родительских взаимоотношениях.

Функции психолога.

Позиции психолога, его стиль общения зависят от групповой ситуации и уровня развития группы. Основные функции психолога, ведущего занятия с родителями, могут быть следующими.

1. Руководящая функция заключается в том, что психолог осуществляет методическое обеспечение занятий, предлагает программу работы.

2. Аналитическая функция заключается в том, что психолог обобщает и комментирует происходящее. Анализ зависит от интерпретации схем, которыми владеет психолог.

3. Посредническая функция заключается в организации общения родителей друг с другом. Особенно важно посредничество, когда кто- либо из родителей имеет негативное мнение о контакте с тем или иным человеком в группе. Психолог также помогает родителям в отстаивании прав ребёнка или отстаивает права ребёнка самостоятельно, если родители не в состоянии это сделать.

4. Мобилизирующая функция заключается в том, что психолог мобилизует усилия родителей на решение проблем, создает в группе условия для эффективного взаимодействия.

5. Консультирующая функция. Задача психолога как консультанта - обеспечить родителей необходимой информацией и ответить на возникающие вопросы.

Элементы подготовки к встрече с родителями

Выбор темы:

Избираемая для обсуждения тема не может быть случайной. Ее выбор должен соответствовать определенным критериям:

- тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Можно провести опрос родителей, анкетирование.

- родители должны принимать участие в отборе и разработке тематики занятия;

- выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.

Семья нуждается в скорой психолого-педагогической помощи. Когда родители приходят на лекции, где говорится о некоем среднем ребенке, полученная информация остается невостребованной. Если же они получают ответ на тот вопрос, который волнует их сегодня,- это уже работающая психология и педагогика.

Определение целей занятия

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения. В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и ДОУ;

- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность детского сада;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в ДОУ в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

Изучение научно-методической литературы

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку дня, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. И поэтому изучение научно-методических публикаций помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения.

Проведение микроисследования

В качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать диагностические приемы с учетом структуры мотивов человека, его интереса к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности. Во время работы, чтобы сохранять душевное спокойствие и конфиденциальность, каждый родитель обрабатывает тест о самом себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто из посторонних результата не видит.

Извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышлений и переживаний, поможет при самоанализе.

Диагностическое исследование также необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы. Удобнее всего использовать экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и детьми, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий.

Обязательный элемент завершения занятия - это решение. Решение направлено на совершенствование совместной воспитательной работы и семьи. Оно может быть разработано психологом в виде памяток, готовых рекомендаций, консультаций.

Публикации по теме:

Семья — источник любви и вдохновения ребенкаСемья — источник любви и вдохновения ребенка В мае 2012 года в г. Иркутске проходили Байкальские родительские чтения, организатором Байкальских родительских чтений стало Восточно-Сибирское.

Влияние природного материала на здоровье детей Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Формы работы с родителями
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 08:44
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...