Лучший педагог года

Формы работы с родителями по профилактике речевого недоразвития детей старшего дошкольного возраста

Светлана Васильевна Вдовина
Формы работы с родителями по профилактике речевого недоразвития детей старшего дошкольного возраста

С. В Вдовина,учитель-логопед

Т. Е Мамаева, воспитатель

Формы работы с родителями по профилактике речевого недоразвития

детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Формы работы с родителями по профилактике речевого недоразвития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Практика работы в образовательном учреждении показывает, что развитие и воспитание современных детей немыслимы без участия родителей (законных представителей, как единомышленников и активных участников образовательного процесса.

Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных». Взаимодействие – способ организации совместной деятельности.

Работа нашего образовательного учреждения направлена, прежде всего, на то, чтобы сделать родителей активными участниками образовательного процесса.

Анализируя основные направления деятельности учителя-логопеда и воспитателя, определили, что количество детей с речевой патологией увеличилась на 10%. На начало 2009-2010 учебного года выявили 37% детей-логопатов, 2010-2011 - 36%, а в 2011-2012 учебном году таких детей стало уже 47,5%. Речевые нарушения стали более выраженными, более тяжелыми.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь, по мнению выдающихся педагогов Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д Ушинского, Л. Ф. Островской, Т. А. Марковой, Н. Ф. Виноградовой, родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на протяжении всей жизни.

Успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько четко организована преемственность работы учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Все участники образовательного процесса становятся единомышленниками, решающими общие задачи.

Сегодня перед большинством дошкольных организаций стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов индивидуализации обучения, возникла идея активного включения родителей в сопровождение детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики речевого недоразвития.

Нами были выбраны следующие формы работы с родителями :

• Энциклопедия для родителей (в энциклопедии собран материал по основным этапам речевого развития, нормами речи на каждом возрастном этапе, подобраны игры и упражнения для развития артикуляционной моторики);

• Журнал для родителей «Дошкольник. ru» (в журнале освещаются события группы, даются практические советы специалистов по развитию и воспитанию детей);

• Мастер-класс для родителей (педагогическое просвещение родителей, практические упражнения по определённой тематике);

• Выставка пособий (на выставку представляются игры и игровые упражнения по 1-2 направлениям речевого развития детей «Развитие мелкой моторики детей», «Словарная работа»);

• Конкурсы для родителей и детей на институциональном, муниципальном и всероссийском уровне ( институциональный уровень: «Книжка-малышка своими руками», Конкурс рассказов «Зимняя сказка глазами детей»; муниципальный «Конкурс чтецов»; всероссийский: викторины, конкурс детских рассказов);

• Тематическая неделя (во время изучения лексического материала по определённой теме, родитель вместе с ребёнком может оформить интересную тематическую страничку, которую затем помещаем в дневник развития речи ребёнка);

• Семейный фотоальбом «Где я был, покажу, что увидел, расскажу» ( цель: развитие связной речи детей, навыков общения со сверстниками. У каждого воспитанника в шкафу находится фотоальбом интересных фото режимных процессов, туристских прогулок, экскурсий, своими впечатлениями ребёнок делится с друзьями);

• Полочка для родителей «Весёлый карандашик» (на полочке находятся рабочие тетради, папки с рекомендациями специалистов, прописи по обучению грамоте);

Перечисленные формы работы позволили привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе. Результаты анкетирования родителей за 2012-2013 учебный год показали положительную динамику активности: число родителей – активистов увеличилось на 5%; на 26,5% выросло количество родителей – исполнителей, на 48,5% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями обеспечило положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу, установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и что особенно важно, уменьшилось количество детей, имеющих речевые нарушения.

Список литературы:

1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. : «Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

2. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

3. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Мето-дическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.

4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. – (Библиотека руково-дителя ДОУ).

5. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

6. Григорьева Г. Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста : программно-методическое пособие «Филиппок» / Г. Г. Григорьева, Ю. А. Тишкина, С. Б. Касаткина. – Н. Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.

Публикации по теме:

Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Методы – путь.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы с родителями по профилактике речевого недоразвития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 17:46
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД