МААМ-картинки

Консультация «Фототерапия в психологии»

Пименова Юлия
Консультация «Фототерапия в психологии»

Первая фотография появилась еще в XIX веке и долгое время оставалась роскошью: люди запечатлевали только наиболее значимые моменты своей жизни. В последние десятилетия активное развитие техники, в том числе, и фототехники, сделало фотографии доступными большинству населения. Сегодня множество людей по всему миру увлекается фотографией.

Публикация «Консультация „Фототерапия в психологии“» размещена в разделах

Фотографирование является способом создать изображение, а потому по праву относится к изобразительному искусству. Будучи одной из форм искусства, фотография привлекла внимание арт-терапевтов, исследователей в области психологии творчества. Оказалось, что применение имеющихся фотографий и создание новых фотографий – это хороший инструмент для психологической диагностики и психологической коррекции (фототерапия в психологии). Так и появилась фототерапия.

Фототерапия – это метод использования фотографий для оказания психологической помощи людям, испытывающим затруднения, находящимся в сложной жизненной ситуации. Согласно психологии фото, фотография обладает рядом функций, полезных для процесса психотерапии (актуализирующей, стимулирующей, организующей, смыслообразующей и др.). Фотография дает возможность поработать с воспоминаниями, различными переживаниями (горем, утратой, позволяет человеку лучше понять себя, научиться самовыражаться в творчестве.

Фототерапия универсальна в применении: ее можно использовать как отдельный метод (работая исключительной с фотографиями, а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (изотерапией, гештальттерапией, семейной психотерапией и др.). Методы фототерапии подходят как для индивидуальных сессий, так и для групповых занятий, а также могут применяться в рамках процесса супружеской и семейной психотерапии. Фототерапия подойдет для большинства возрастных групп клиентов (естественно, исключая самых маленьких).

Начиная с 1970 года психотерапевты в США и Канаде стали пользоваться фотоснимками как инструментами психологического консультирования, тогда и появилось понятие «фототерапия». Метод фототерапии (лечение фотографией) – это широкая область, которая нашла свое применение и в психологии. В 1975 году канадский психолог, арт-терапевт и фотограф Джуди Вайзер стала использовать фотографию как самостоятельный инструмент терапии. Его уникальные свойства вывели фото из поля арт-терапии и открыли новые возможности для лечебно-коррекционной деятельности. Данный подход получил название фототерапии. Фототерапия — это набор взаимосвязанных психотерапевтических техник с использованием во время терапевтической сессии фотографий, вызывающих у клиента эмоциональный отклик. Она позволяет решать самые разные задачи: от раскрытия потенциала личности и работы с детскими воспоминаниями до борьбы с дисморфофобическими расстройствами и проблемами половой идентификации [Вайзер, 2009]. Глубокое исследование вопроса, проведенное автором, приводит к выводу, что, несмотря на название, фототерапия по своей сути является инструментарием для терапевтической работы. Так вот в психологии это направление применяется для лечения депрессий, страхов, выявления семейных отношений, проблем. Ведь каждый согласится с тем, что фотография в жизни человека имеет большое значение и поэтому является ресурсной. Таким образом, фототерапия словно возвращает нас в благоприятные моменты нашей жизни, дает возможность вернуться в свое ресурсное состояние. Раньше были очень популярны семейные альбомы с фотографиями. Люди собирались всей семьей и просматривали их, вспоминали хорошие события, историю своей семьи. Это являлось своеобразной фототерапией. После таких просмотров члены семьи, как правило, чувствовали объединение, вдохновение, некоторые могли ощущать внутренний подъем и силу. Из такого состояния имеющиеся проблемы выглядели иначе, люди могли находить ресурсы для их решения, получать ответы из истории своей семьи. Такие семейные сборы очень полезны и ресурсны. Просмотр фотографий меняет наше состояние в лучшую сторону. В этом смысле стоит возрождать печать фотографий и семейных альбомов, потому что электронные фотографии, как правило, люди смотрят реже.

Глядя на фотографию можно вспоминать какие-то приятные события, встречи, родных и друзей. Очень давно сложилась такая традиция, если люди расстаются надолго, то они берут с собой фотографии этих людей. Психолог использует на своих семинарах фотографии для того чтобы :

— улучшить отношения, между обратившимися за помощью;

— снизить страхи и тревоги людей;

— дать шанс переосмыслить и осознать жизненные события людям;

— люди могли заметить свою духовную и уникальную красоту;

— сделать людей уверенными в себе и своих силах.

На сегодняшний день, данный «инструмент корректировки» проблем только набирает популярность, и является одной из разновидностью арт-терапии. Фотографию используют для познания себя, своих чувств.

Данный метод арт-терапии, успешно. применяется в работе с подростками с отклонениями в поведении для придания инициативности и возможности почувствовать себя самостоятельным. Кроме этого, фотографирование помогает почувствовать свою значимость и силы, получить технику контроля над внешним миром:

• развивает творческие способности,

• расширяет кругозор,

• помогает замечать происходящее вокруг, жить «здесь и сейчас»,

• рушит шаблонное мышление,

• повышает уверенность в себе,

• позволяет понять свой внутренний мир,

• устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния,

• снимает нервное напряжение, помогает отвлечься,

• улучшает взаимоотношения с близкими.

Итак, исходя из функций фотографии, а также областей, в которых работают фототерапевты, можно сделать вывод об аудитории, в работе с которой данный инструмент психотерапии, на наш взгляд, показывает свою эффективность:

— люди с проблемами принятия возрастных изменений (подростки с особенностями строения тела; люди старшего возраста и др.);

— люди с проблемами адаптации в обществе (в связи с особенностями характера; люди из детских домов и пр.);

— люди с особенностями гендерно-половой идентификации (различные виды трансгендерности) и представители ЛГБТ-сообщества;

— люди с депрессиями, расстройствами настроения;

— люди с нарушением пищевого поведения (анорексия, булимия и др.);

— люди, злоупотребляющие веществами (алкоголь, наркомания, табакокурение и др.);

— люди, оказавшиеся в сложной семейной ситуации;

— люди с посттравматическим стрессовым расстройством;

— люди с ограниченными возможностями;

— люди с неизлечимыми болезнями и т. д.

Виды фототерапии :

• Работа с готовыми фотографиями (создание коллажа, макета и т. д.).

• Создание одной фотографии либо серии на заданную тему. Пример: «Сфотографируйте предметы природы, передающие состояние радости, агрессии, обиды, горя, ваше настроение и т. д.». Постановочные фото (совместная работа терапевта и фотографа) – соприкосновение с фотографией как с видом искусства. У клиента развивают, усиливают, выводят на уровень осознания значимые навыки.

Особый интерес она представляет для детей и подростков. Занятие по фототерапии можно проводить с детьми, начиная уже с 3-4 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение. Подростки через фотографию актуализируют либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта становится важным в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию. Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни подросток с помощью психолога может провести ретроспективный анализ этого этапа. Современные методы фототерапии собрали большую аудиторию, которая относиться к этому процессу по-разному.

Создание атмосферы повышенной терпимости и безопасности, являющейся необходимой для свободного выражения ребенком своего внутреннего мира.

• Организация деятельности ребенка, осуществляемая путем формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на собственных чувствах и потребностях, творческой работе.

• Установление с ребенком эмоционального контакта, необходимого для взаимообмена чувствами, идеями.

• Использование всевозможных приемов (совет, внушение, помогающих ребенку осознать причины его проблем, а также его переживания и потребности.

Интерес ребенка к необычным способам работы с фотографиями, располагает его к проявлению творчества, дает ему возможность ощутить уверенность в себе. Сочетая множество всевозможных форм творческой деятельности, которые используются в ходе занятий в разных сочетаниях и вариантах, фотография обеспечивает многостороннее развивающее, исцеляющее и гармонизирующее воздействие на всех участников.

Основные техники фототерапии :

«Автопортрет» – создание, рассматривание портретов самого себя, а также анализ чувств, мыслей, ощущений, возникающих от этого процесса.

«Прошлое, настоящее, будущее» – техника, основанная на анализе изменений, происходящих с человеком и его жизнью во времени.

«Личное портфолио» – отбор нескольких приятных человеку собственных фотографий (автопортретов или снимков, сделанных другими людьми) и создание на их основе презентации, фильма или книги.

«Спонтанная фотография»фотографирование при отсутствии контроля со стороны разума и воли (в качестве объекта съемки могут выступать люди, природа, архитектура – всё, что угодно).

«Фотодневник» – создание дневников или альбомов, иллюстрированных фотографиями, рисунками и прочими продуктами творчества.

«В главных ролях…» – создание экспериментальных фотографий, на которых человек пробует примерить на себя разные образы, стили – те, на которые в обычной жизни, возможно, и не решился бы.

«Семейный альбом» — рассматривание фотографий в семейных фотоальбомах, анализ чувств и эмоций от просмотра. Создание собственных семейных альбомов.

«Коллаж» — создание тематических коллажей из фотографий.

«Мой жизненный путь» — описание своей биографии с помощью фотоснимков.

«Фотопроекции» — анализ чувств, эмоций, образов, мыслей, возникающих от просмотра или создания конкретной фотографии.

ПрохоренкоОА

Публикации по теме:

План проведения «Недели психологии» План проведения «Недели психологии». День недели Название дня Мероприятия Участники Понедельник 06.04.2015 День радужного настроения 1.

Фототерапия в абилитации детей с ОВЗ Термин «Абилитация» применяется в отношении детей с врожденными или рано приобретенными нарушениями развития, речь идет не о возвращении.

Консультация для родителей «Урок психологии для родителей, или Воспитание детей» Воспитание детей – это очень сложная задача для взрослых, которая длится с момента появления ребенка в вашей семье. Очень часто приходится.

Фотоотчет «Неделя психологии»Фотоотчет «Неделя психологии» День психолога в России - 24 ноября. Именно к этой дате в МАДОУ 169 "Детский сад комбинированного вида" приурочили неделю психологии. Целью.

Неделя психологииНеделя психологии В понедельник проводились минутки релаксации и психогимнастики во всех группах, дети активно принимали участие и избавлялись от плохих мыслей:.

Фотоотчет «Неделя психологии в ДОУ»Фотоотчет «Неделя психологии в ДОУ» Отчет «Неделя психологии в ДОУ» Батауовой Сайрагуль Нурсалимовны. С 26 ноября по 30 ноября, в нашем детском саду я провела интересный и.

Неделя психологии в ДОУНеделя психологии в ДОУ Вот и закончилась, ставшая уже традиционной в МАДОУ «Рябинушка» неделя Психологии. В этот раз мы говорили о дружбе, как о важном человеческом.

Отчет о проведении Недели психологии ОТДЕЛ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НОЖАЙ-ЮРТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ.

Рассказы для детей от 5 до 11 лет по психологии Мальчик Сережа Возраст: 5-11 лет. Направленность: Конфликты с младшей сестрой (братом). Ревность и обида, вызванные рождением второго.

Стенгазеты Недели психологии в ДОУСтенгазеты Недели психологии в ДОУ Одной из основных задач педагога - психолога является поиск способов сближения с семьей в решении единых целей воспитания. Общеизвестным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Фототерапия в психологии»
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 09:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД