Коррекционная образовательная деятельность: «Путешествие крошки Енота». Тема буквы Е, е

Светлана Миночкина
Коррекционная образовательная деятельность: «Путешествие крошки Енота». Тема буквы Е, е

Тема: буквы Е, е в начале слова и после гласных

Путешествие крошки Енота

Цель: познакомить с чтением букв Е, е в начале слова и после гласных;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить с буквами Е, е;

— учить соотносить букву и звуки.

— обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

— учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

— совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

— упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

— упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;

— развивать фонематические процессы;

— формировать навык письма букв Е, е.

— развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

— воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: предметные картинки; карточки для обозначения звуков и составления схем, буква Е, индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, «ягоды», надувные шарики, план путешествия, «кочки».

Коррекционная образовательная деятельность: «Путешествие крошки Енота». Тема буквы Е, е

Ход занятия1. Организационный момент. Игра «У кого—кто?

Выставляются картинки животных и их детенышей.

— Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи—… (зайчонок) А это? (Зайчата.)

У волчицы—… (волчонок) А это? (Волчата.)

У лосихи—… (лосенок) А это? (Лосята.)

У медведицы—… (медвежонок) А это? (Медвежата.)

У ежихи—… (ежонок) А это? (Ежата.)

У волчицы—… (волчонок) А это? (Волчата.)

У лисицы—… (лисенок) А это? (Лисята.)

2. Развитие общей моторики. "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой Дети идут друг за другом

За мамой - слонихой топал слоненок Топают

За мамой - лисицей крался лисенок Идут тихо крадучись

За мамой - ежихой катился ежонок Присели на четвереньки

За мамой - медведицей шел медвежонок Идут вперевалочку

За мамою - белкой скакали бельчата Скачут вприсядку

За мамой зайчихой - косые зайчата Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат Ползут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят. Имитируют лакание

3. Массаж лица. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

Ходит пальчик по дорожке: От середины лба к вискам.

Вверх — вниз, вверх — вниз, Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Будут розовыми щечки: По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Вверх — вниз, вверх — вниз. От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

4. Развитие артикуляционной моторики. «Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот) открыть — закрыть.

5. Объявление темы занятия. Знакомство с буквой Е

— К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,

И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ)

— Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ».

Логопед демонстрирует «ЕНОТ».

— Разделите слово ЕНОТ на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е.

— Рассмотрите буквы Е, е. Чем они похожи? Чем отличаются?

— Сколько элементов у большой буквы Е? Какие это элементы?

— Рассмотрите маленькую букву е. Сколько у нее элементов? Какие это элементы?

— Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

— Сложите букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)

— Прочитайте буквы в рамочке.

— Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?

— Мама Крошки Енота послала его за ежевикой. Дорога будет дальняя. Крошка Енот приглашает нас в это путешествие. Согласны?

— Да!

— Ну, тогда, в путь!

6. Упражнение в произношении с повышением и понижением голоса. — Сначала нам нужно пройти по мосту, через глубокую реку. Идем и поем песенку «Е».

Буква Е поднимается и опускается по бревнам.

— Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?

— [й] и [э].

— Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э]. Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем слышать два звука [й] и [э], а обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета. Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].

— А сейчас мы подошли к болоту. Посмотрите, кочки на болоте разных цветов. Нам нужно перебраться на другую сторону болота, но наступать нужно только на кочки, обозначающие букву «Е». (Зелено—красные.)

Дети перепрыгивая с кочки на кочку перебираются на другую сторону болота.

7. Формирование грамматического строя речи. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа. — Все перебрались? Молодцы! Каких животных вы видели?

— Лягушек, змей, цапель, лосей, журавлей, насекомых.

8. Звуко-буквенный анализ.

— Но прежде, чем идти дальше, нужно выполнить следующее задание: Прочтите слова. Рассмотрите схемы. Раскрасьте их.

ем ели поехали енот воет

— Буква Е гласная или согласная? Почему? (Буква Е обозначает слог.)

9. Развитие фонематического слуха. «Эхо». — Далее наш путь проходит через ущелье в горах. В горах живет Эхо. Эхо очень любит играть с путешественниками.

Проводится игра «Эхо».

— Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

При произношении логопед утрированно выделяет последний звук.

Е (Э-э-э)

Я (А-а-а)

Ю (У-у-у)

Ё(О-о-о)

Новые (Э-э-э)

Моя (А-а-а)

Качаю (У-у-у)

Твоё (О-о-о)

10. Упражнение для глаз. — Молодцы! Справились с заданием. Далее наш путь пролегает через дремучий лес.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

(Сова)

Сова летит, Поморгать глазами.

Глазами вертит, Обвести глазами круг.

К нам подлетает Посмотреть на нос.

Наших деток пугает. Зажмурить, а потом широко открыть глаза.

— Что сова нам принесла? Тетради.

11. Письмо (Рабочая тетрадь)

а) Написать печатную букву Е до конца строки.

б) Обвести в кружок только правильно написанную букву Е.

в) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)

12. Упражнение в произнесении. — Произнесите чистоговорку о енотах

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

13. Развитие мелкой моторики: — Поможем Крошке Еноту собрать ежевику?

— Да!

Перед детьми рассыпаны «ягоды» (8 штук). Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря их большим и указательным пальцами, затем большим и средним пальцами и т. д. сначала правой, затем левой рукой.

14. Работа над развитием дыхания. — Пора возвращаться обратно. А возвращаться мы будем на воздушных шариках, которые нам подарил крошка Енот. Но сначала их нужно надуть.

Дети надувают воздушные шары. Логопед помогает их завязать.

15. Итог занятия. — С какой буквой мы сегодня познакомились?

— Что в ней необычного?

Это карта по которой мы путешествовали:

Список использованной и рекомендуемой литературы

Логопедия/Под ред. Л. С. Волковой. М., 2003.

Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О. А. Степановой. –

М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Логопедия в ДОУ) .

Нищева Н. В. Играйка – грамотейка. Игры для обучения дошкольников грамоте: Учебное – методическое пособие. – СПб. : «Детство – пресс», 2005. – 32с, ил.

Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения/ М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 224 с., ил.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М., 2004.

Публикации по теме:

Фонетика для дошкольниковФонетика для дошкольников Наглядный материал для изучения гласных звуков. Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Коррекционная образовательная деятельность: «Путешествие крошки Енота». Тема буквы Е, е
Опубликовано: 16 ноября 2012 в 16:07
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...