Папки-передвижки

Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством

Евгения Лосева
Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством

29.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 17.10.2013 года приказом Минобрнауки России от № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГОС ДО предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы. И это принципиальное новшество, в отличие от ФГТ, предъявляющих требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы,

Публикация «Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством» размещена в разделах

Одно из требований стандарта - уход от академической системы. Лежащий в основе ФГОС системно-деятельностный подход, подразумевает организацию условий, инициирующих детское действие. Ребенок самостоятельно или под руководством педагога в процессе игры, познавательной или исследовательской деятельности, творческой активности «открывает» знания, овладевает умением жить в мире с самим собой, получает навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научается учиться.

Именно поэтому разрабатывая Стандарт, основывались прежде всего на уникальность и самоценность детства, на специфических для детства формах развития – игра, познавательная и продуктивная деятельность, творческая активность.

В Стандарте учитываются

п. 1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей дети-ОВЗ);

п. 2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Деятельность психолога: психологическая диагностика, анализ и оценка возможностей освоения дошкольных образовательных программ.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

п. 1. Охрана и укрепление психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

п. 6. Формирование общей культуры личности детей;

п. 7. Обеспечения вариативности и разнообразия организационных форм ДО с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (консультационные центры/пункты, ГКП);

п. 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

п. 9. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.

В связи с этим психолог осуществляет психологическую диагностику, психологическое проектирование и экспертизу образовательной среды, создание необходимой психологической среды, психологическое просвещение и профилактика. В работу с родителями включаются более практико-ориентированные методы (делаем акцент на развитии компетентности родителей).

На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования (ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание) и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия педагогического процесса. Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона "Об образовании в РФ").

Требования к структуре ООП ДО.

Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Ст. 2.11.2. ФГОС ДО Содержательный раздел Программы может включать содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования (для освоения программы детьми с ОВЗ).

Деятельность психолога заключается в разработке и использовании специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществлении квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Ст. 3.2.3 ФГОС ДО При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей как педагогами, так и при необходимости квалифицированными специалистами (педагоги-психологи) проводится психологическая диагностика индивидуального развития ребенка. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Психолог должен осуществлять выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Результаты психологической диагностики используются для квалифицированной коррекции развития детей (создание индивидуальных маршрутов развития ребенка) или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).

ст. 3.2. 6 ФГОС ДО В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) Профессионального развития педагогических работников и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования;

3) Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

Деятельность психолога: участие в развитии психолого-педагогической компетентности педагогов.

ФГОС ДО предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДО. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы педагога-психолога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Роль деятельности психолога ДО существенна, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения в саду должен стать анализ образовательной ситуации в ДОУ.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов и родителей ДОУ, в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.

В условиях повышения психологической компетентности педагогов используются данные бесед, наблюдений, анкетирования педагогов и родителей. С внедрением ФГОС надо переходить от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их психотехниками, позволяющими решать задачи развития, воспитания и обучения ребенка, преодолений профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости ( подходящая форма работы: семинары, практические занятия в виде ролевых игр, практикумов).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Ст. 4.7. ФГОС ДО Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Педагог-психолог ДО осуществляет психологический мониторинг готовности к обучению в школе (диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике М. Семаго, исследование мотивации учения М. Р. Гинзбург, выполняет заполнение индивидуальных карт выпускника ДО.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Каким быть дошкольному детству?» Консультация для родителей подготовлена воспитателем группы №8 Гибановой В. В. на тему: «Каким быть дошкольному детству?» Родители могут.

Новое типовое положение о ДОУ (не введено в действие, но уже опубликовано) Коллеги, предлагаю познакомиться с новым типовым положением о ДОУ. Обращаю Ваше внимание, что оно пока НЕ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ! Приказ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством
Опубликовано: 9 сентября 2014 в 22:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД