Лучший педагог года

ФЭМП в режимных моментах в младшей группе

Ольга Далада
ФЭМП в режимных моментах в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 12 «Золотая рыбка»

Развитие элементарных математических представлений в процессе организации режимных моментов у детей младшего дошкольного возраста

Далада О. В., воспитатель

г. Железногорск-Илимский

2017 г.

Воображение важнее, чем знание

А. Эйнштейн

Публикация «ФЭМП в режимных моментах в младшей группе» размещена в разделах

Природа формулирует свои законы языком математики

Г. Галилей

Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчёт прибылей и убытков занимал умы великих учёных, которые заложили фундамент этой, титулованной «царицей», науки. Они пытались постичь законы гармонии, понять не только смысл, но и архитектуру Творения.

Как и великому учёному, ребёнку неинтересно подсчитывать. Для него математика – это тоже ещё одно, особое «тридевятое царство, тридесятое государство» ребёнок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка – это его стихия. Но ведь математика – это тоже особого рода «выдумка без обмана», это мир идей. Этот мир существует объективно. Ведь существуют реально и объективно наше настроение, усталость или вдохновлённость, наши мысли, наша любовь. Их нельзя потрогать руками, как стол или вазу, но они существуют.

Фиксирование внимания ребёнка исключительно на количественной характеристике числа неправомерно и затруднит впоследствии формирование абстрактной идеи числа. Именно поэтому мы предлагаем говорить с детьми о математике как об особом мире, который существует, прежде всего, в сознании людей.

Ребёнок познаёт мир с помощью органов чувств. И познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информация – с эмоциями. Только в том случае, когда выполняются эти простые, но очень важные законы, познание приносит ребёнку пользу и радость, а не ведет к угасанию живого восприятия мира, эмоциональности, к «шизоидной интоксикации», как называют этот феномен детские психотерапевты.

У детей младшей группы (3-4 года) сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте.

Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка теперь в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовывать намерения и построить план совместной деятельности. (Е. В. Соловьёва)

В младшем дошкольном возрасте доминирует способ познания «вижу-действую», который соответствует наглядно-действенному мышлению.

Познавательная активность трё хлетних детей характеризуется следующими особенностями:

Активными действиями ребёнка в окружающей среде;

Желанием малыша подражать близким, любимым взрослым, перенимать их опыт, интересы и даже впечатления о мире. (МР «Успех», 168)

Работая по программе «Радуга» (автор Т. Н. Доронова) в младшей группе мы организовывали работу по ФЭМП в повседневных бытовых ситуациях (около 75%). С подгруппами и индивидуально на прогулке, во время одевания и раздевания, подготовки к приёму пищи, а также в свободное время в течение дня. Занятие в этом возрасте предполагало свободное участие детей. Исключалась обязательная посадка за столы.

В ФГОС ДО определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Формирование элементарных математических представлений – одна из основных задач психолого-педагогической работы в области «Познание»

Мы поделимся своим опытом организации образовательной деятельности во время проведения режимных моментов. Рассмотрим на примере реализации одной задачи: побуждать осваивать приёмы обследования формы осязательно-двигательным и зрительным путём, различать и называть формы.

Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. (Сербина Е. В. Математика для малышей, стр. 9)

Образовательную деятельность по ФЭМП у детей младшей группы в режимных моментах осуществляют в следующих формах:

Наблюдение.

Детей учат находить круглые предметы в определенной обстановке. Используются предметы, приближенные к плоским (колесо, блюдечко, поднос, салфетка, настенное панно, циферблат часов, зеркальце). Выясняется, что у этих предметов общее. Предлагается назвать предметы, имеющие форму круга. (Приложение 1)

• Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы

• Игра

• Игровое упражнение (Приложение 1)

Развитие воображения с помощью геометрических фигур.

Подумайте вместе с ребенком, что можно нарисовать, используя в качестве основы круг: рожицу, яблоко, тарелку и т. д. Потом возьмите другую базовую фигуру.

На какой предмет похож

Это упражнение поможет развить образное мышление. Предложите малышу фигуры и максимально приближенные по форме этой фигуры предметы, нарисуйте их и вырежьте. Например: квадрат - окно или экран телевизора; круг - солнышко, круглый аквариум, лицо, мяч, воздушный шарик; треугольник - колпак, косынка, пирамидка.

Составь предмет из фигур по образцу

Такая игра поможет развить внимание, логическое и творческое мышление. Предложите ребенку несколько предметов, сделанных из геометрических фигур. Пусть он повторит по вашему образцу. Для детей помладше выбирайте самые простые предметы (Например, домик может быть только из двух частей - квадрата и треугольника)

• Разучивание стихов и потешек (Приложение 2)

• Создание коллекций

Вывод: В ходе систематической образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, дети усваивают не только названия геометрических фигур, но и учатся видеть прекрасное, учатся фантазировать и исследовать окружающий нас мир.

Приложение 1

Рисование на песке, снегу, крупе

С наступлением теплых деньков дети много времени проводят на улице. Здесь существует огромное количество игр. Рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав у малышей.

Никогда не устаревают классики, просто рисование различных рисунков. Однако можно совместить приятное с полезным. Если вы с ребенком изучаете дома геометрические фигуры, то знакомство с ними можно продолжить и на улице. Что ж это за игры?

1. Изучаем круг. Нарисуйте круг. Из него можно сделать массу интересных вещей – часы, мячик, мордашки эмоций. Обратите внимание малыша на то, что у круга нет углов (поэтому мячик легко катится). «Нанижите» бусинки-кружочки на нарисованную ниточку. Начните рисовать бусы для бабушки, предложите малышу продолжить. Можно сочетать с изучением цветов. Рисуйте разноцветные бусинки, поиграйте в игру продолжи ряд – взрослый рисует красную, синюю, белую бусинку, а малыш продолжает рисовать цветную цепочку в том же порядке. Рисуйте пуговицы с разным количеством дырочек, сравнивайте их, находите одинаковые. Дальше можно нарисовать кофточку и предложить малышу «пришить» пуговицы. Еще нарисуйте плодовое дерево, а малыш дорисует яблоки. Считайте ваши яблочки, говорите о том, какие находятся выше, какие ниже, справа, слева и т. д.

2. Изучаем овал. Нарисуйте овал, скажите ребенку, что это дупло, а он белочка. Пусть попрыгает из одного дупла в другой. Прыгать можно в дупло, из дупла. Заодно проговаривайте, что малыш внутри или снаружи. Можно разукрасить овалы. Предложите ребенку прыгнуть в красное дупло, в синее, позже не в красное и не в желтое (малыш должен сообразить в какое). Овалы сделайте разного размера. Теперь можно усложнить задачу: «Прыгни не в синее и не в маленькое дупло. Прыгни в дупло, которое слева от желтого» и т. д.

3. Изучаем треугольник. Скажите крохе, что треугольник – это платочек. Но он у нас некрасивый. Предложите его разукрасить. И рисуйте на нем все, что хотите. Если рисуете различные геометрические фигуры, то расскажите малышу, что они находятся внутри треугольника. Из нескольких треугольников нарисуйте елку. Их можно сделать много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний, маленький). Еще пусть треугольник превратится у вас в гору. Изучаем понятия вершина и подножье горы. Предложите малышу пальчиками дойти до самой верхушки – чем вам не пальчиковая гимнастика?

4. Изучаем квадрат. Теперь квадраты – это клетки для животных в зоопарке. Расселите туда животных. Можно нарисовать их, а можно и посадить выдуманных (палочки, веточки, листики, камешки). Еще поиграйте в игру «Робот». Нарисуйте ряд квадратиков. Предложите малышу быть роботом – он будет выполнять ваши команды: «Вперед на один квадратик, назад на два квадратика, влево на один». Потом поменяйтесь местами.

5. Изучаем прямоугольник. Нарисуйте многоэтажный дом. Обязательно проговаривайте название фигуры. Скажите, что дом прямоугольный, а крыша треугольная. Можно нарисовать в этом доме окошки разной формы. Поселите в квартиры жильцов (палочки, листики, все, что угодно). Посчитайте, сколько этажей в вашем доме. Пусть ребенок найдет того, кто живет под прямоугольником, выше квадрата, между двумя овалами, слева от трапеции, справа то круга и т. д. Можно нарисовать несколько домов – это будет город, нарисуйте дороги, светофор. Смотрите, какой формы различные предметы. Пусть по вашим дорогам ездят игрушечные машины, ходят куклы-пешеходы. Еще один вариант игры с прямоугольником – представить, что это ковер-самолет. Скажите ребенку, что он волшебный. А для того, чтобы он мог лететь, его нужно разукрасить. Еще можно предложить другим геометрическим фигурам покататься на ковре-самолете. Пусть малыш «посадит» их.

Приложение 2

Использование стихов, потешек

Треугольник

Самолёт летит по небу,

Треугольное крыло,

На моём велосипеде,

Треугольное седло,

Есть такой предмет – угольник,

И всё это – ТРЕУГОЛЬНИК.

Тут мама три спички

На стол положила

И мне треугольник

Из спичек сложила.

А в это время я чертил

И наблюдал за мамою,

Я три прямых соединил

И сделал то же самое.

Квадрат

Пришёл из школы старший брат,

Из спичек выложил квадрат.

Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил – квадрат.

И стол -квадрат, и стул – квадрат,

И на стене плакат – квадрат,

Доска, где шахматы стоят,

И клетка каждая – квадрат,

Стоят там кони и слоны,

Фигуры боевые.

КВАДРАТ – четыре стороны,

Все стороны его равны,

И все углы прямые.

Окружность и круг

Мы живём с братишкой дружно,

Нам так весело вдвоём,

Мы на лист поставим кружку,

Обведём карандашом.

Получилось то, что нужно -

Называется ОКРУЖНОСТЬ.

Мой брат по рисованию

Себя считает матером,

Всё, что внутри окружности,

Закрасил он фломастером.

Вот вам красный круг, кружок,

По краю синий ободок.

КРУГ – тарелка, колесо,

ОКРУЖНОСТЬ – обруч, поясок.

ОКРУЖНОСТЬ – очертанье КРУГА.

Я смотрю на наш листок,

Стал искать у круга угол,

Но найти его не смог.

Брат смеётся – вот дела!

Да у круга нет угла,

У тарелки и монеты

Не найдёшь углов, их нету.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность в режимных моментах .

Отчет «Образовательная деятельность в режимных моментах» Организация образовательного процесса в ДОУ включает: образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах. Вся эта работа.

Использование музыкотерапии в режимных моментах Использование музыкотерапии в режимных моментах. Понятие музыкотерапии: Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления.

Использование элементов народного творчества в режимных моментах Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат.

Как происходит КГН в режимных моментах и ООД (на примерах) в первой младшей группе Культурно-гигиенические навыки у детей в 1 младшей группе происходит в режимных моментах, таких как умывание, пища, подготовка ко сну, одевание.

Конспект организационной деятельности в режимных моментах «Репка» Конспект организационной деятельности в режимных моментах по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Образовательная деятельность в режимных моментах на апрель в подготовительной группе Д/и «Загадки о явлениях природы» Цели: различать изменения природы в разные времена года; понимать и ценить красоту родной природы; развивать.

Пальчиковые игры в режимных моментах Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. * * * В процессе образовательной деятельности дошкольных.

Работа в режимных моментах (из опыта работы)Работа в режимных моментах (из опыта работы) Тема: «Экскурсия по экологической тропе» Цель: расширять и уточнять знания о разнообразии и количестве объектов экологической тропы. Задачи:.

Совместная деятельность в режимных моментах в подготовительной группе на октябрь Утренняя гимнастика. Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» Цель: развивать воображение детей. П/И «Совушка» Цель:закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ФЭМП в режимных моментах в младшей группе
Опубликовано: 8 октября 2017 в 07:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД