Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета

Надежда Лукьяненко
Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета

Гармония предметно – развивающей среды школьного логопедического кабинета

О предметно – развивающей среде можно говорить и рассказывать долго, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по нашему логопедическому кабинету.

Говорят, что театр начинается с вешалки, квартира с прихожей… Ну а наш кабинет начинается с мягкого уютного дивана. Здесь с удовольствием играют дети, здесь мы проводим беседы с родителями и консультации.

У порога детей встречает весёлый и задорный заяц Хваста. Он улыбается и обещает, что будет интересно.

Есть в кабинете уголок развития мелкой моторики руки, где дети самостоятельно или под руководством логопеда собирают пазлы, играют пуговицами, прищепками, крышечками от пластиковых бутылок, рисуют по клеточкам. Здесь с увлечением и интересом дети собирают кубик-рубик. Оказывается, и в наше время он не потерял своей привлекательности.

В игровой зоне мы выделили место и для песочной терапии. Должна сказать – это гордость нашего кабинета. Песок поглощает негативную энергию человека, улучшает его эмоциональное состояние. Игры с песком способствуют развитию умственных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики руки. Вот такое это чудо – песочек!

Для этих же целей мы изготовили сухой бассейн. Это обыкновенная коробка, в которой находится фасоль, белая и красная. Можно использовать горох или другие наполнители. Погружаясь как можно глубже, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными. Ребёнок получает от этого удовольствие и радость.

А вот и рабочее место логопеда. В этом уголке проходят индивидуальные логопедические занятия. На полочках – дидактические игры и игрушки. На стене – плакаты для обогащения словарного запаса.

Переходим в наш мини-класс. Тут всё, как и в обычном классе. Вот доска. У доски уютно примостился ёжик, который помогает нам усваивать тему «Состав слова». Слева – слоговая таблица в виде домика. Здесь обычно толпятся первоклассники… Она помогает им осваивать азы чтения.

Всем известно, что чтение – предмет всех предметов и его нужно постоянно совершенствовать. Для этого мы организовали в кабинете «Уголок сказок».

Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета

Дети в любой момент могут подойти сюда, взять книгу, почитать, ответить на вопросы логопеда, поделиться впечатлениями о прочитанном. Я провожу такие минутки чтения на каждом занятии.

Как было уже сказано выше, на полочках в шкафу размещены пособия и дидактические материалы. О некоторых из них я постараюсь рассказать вам сейчас

Итак, всем известный «Волшебный мешочек». В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание и память, способность узнавать предметы на ощупь, а также мелкую моторику руки.

Логопедическая варежка появляется у нас на занятиях неожиданно, или ее приносит какой-нибудь сказочный персонаж. Он то и рассказывает, что эта варежка заколдована. А расколдует ее тот, кто отсоединит на ней цветы, которые прикреплены кнопками для одежды.

В варежке находятся картинки, мелкие игрушки, воздушные шарики, которые потом нужно будет надуть.

С целью развития тактильной памяти использую тактильные дощечки. Все дощечки должны быть разными на ощупь. Для этого следует наклеить на каждую из них ткани и материалы разной структуры.

Хочу представить еще одно дидактическое пособие «Волшебный телевизор».

«Волшебный телевизор» - это макет передней стенки телевизора, изготовленный из фанеры или другого материала. По этому «телевизору» мы показываем упражнения артикуляционной гимнастики. В период автоматизации и дифференциации звуков играем в игру «Дикторы», читаем наизусть стихи, произносим поговорки,скороговорки.

Ещё хочу рассказать о дидактическом пособии, именуемом «Логопедический фартук». Этот фартук часто использую на занятиях и он мне очень помогает.

На фартуке нашиты карманы в виде разноцветных геометрических фигур. В карманы дети вставляют картинки на оппозиционные звуки в период дифференциации; картинки, обозначающие одно-, двух-, трехсложные слова в период звуко-буквеного анализа и т. д.

Путешествие в страну Вымышляндию мы совершаем под логопедическим зонтом. Логопедический зонт – это многофункциональное дидактическое пособие.

Наверху прикреплены на липучках термонаклейки с изображением фигурок животных, пришиты ленточки, веревочки, которые нужно развязать и завязать. Это все для развития мелкой моторики руки. Вниз свисают на ниточках картинки с изображением фруктов, овощей, насекомых. Это уже для развития целенаправленной воздушной струи.

Цель каждого из моих занятий – задействовать как можно больше рецепторов для развития каналов аудиального, визуального, кинестетического восприятия.

Многие родители и педагоги отдают предпочтение «развивающим игрушкам», таким, как конструкторы, головоломки, мозаика. Однако не стоит забывать и о других игрушках или предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Именно такой игрушкой стала обыкновенная прищепка.

Играя с бельевыми прищепками, ребенок развивает мелкую моторику, занимается математикой, конструирует, фантазирует.

Детям очень нравится играть с пуговицами. В начале учебного года я даю объявление для родителей о том, чтобы принесли по десятку пуговиц. И мы начинаем играть.

Маленьким детским пальчикам очень трудно взять и удержать пуговицу, а еще труднее выложить из пуговиц сказочный цветок, бабочку, дорожку, геометрические фигуры. При помощи пуговиц мы повторяем цвета, пуговицами я награждаю детей, хорошо работавших на занятии. Бывает, что дети выкладывают из пуговиц картину, рассказывают необычный рассказ и просят оставить изображение до следующего занятия, чтобы еще раз посмотреть, или, может быть, что-либо поправить.

А еще я насобирала много крышечек от пластиковых бутылок. Дети с интересом играют, а заодно мы повторяем счет, цвета и многое другое.

Несколько слов о таком моменте на занятиях, как расслабление и снятие утомления.

Поскольку у младших школьников произвольное внимание только начинает развиваться и их нервная система быстро утомляется, можно применять специальные упражнения, быстро снимающие утомление после длительного напряжения внимания и длительной статической позы.

Это упражнения для отдыха глаз и для снятия напряжения после фиксированной позы.

Регулярно провожу физминутки, короткие периоды активности. Они уменьшают утомление и снижают отрицательное влияние однообразной позы.

В состав динамических пауз включаю упражнения на формирование осанки, выработку рационального дыхания и укрепление зрения.

Регулярно выполняемые упражнения для глаз очищают и улучшают состояние сетчатки глаза, увеличивают циркуляцию крови и повышают тонус глазных мышц.

Но предмето-развивающая среда - это не только дидактические игры и методические пособия. Это прежде всего атмосфера, в которой находится ребёнок.

Каждый педагог – творец, и только ему решать, в каком виде предлагать детям свои занятия.

Основная цель, к которой я стремлюсь на своих занятиях, это создание у детей положительного психоэмоционального настроения. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции и радость.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета
Опубликовано: 25 августа 2013 в 16:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Поделись улыбкою своей», или Маамовская дружба
Добра, тепла и мира всем, кто сейчас со мной! Вновь я с вами, друзья! ОдарЁнная, или одАренная) Да-да, именно одАренная! Со всех концов бескрайней нашей...
Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.
Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической...
Путешествие по площадкам детского сада. Фотоотчет.
Заканчивается третья неделя лета, а свою задумку- фотопутешествие по площадкам детского сада, я так и не совершила! За эти три недели лета у нас пролилось...
Стихи. «Слова благодарности любимым учителям». Часть 2.
Стихи к выпускному вечеру в школе. Часть 2. «Слова благодарности любимым учителям». 1. Изучать закон – вот награда, Иногда даже вне расписания,...
Фотоотчет: Инсценировка «Лентяй и подушка» — выпускной (продолжение)
Действующие лица: Лентяй, Бабушка, Мама, Доктор. ( На диванчике лежит Лентяй, к Лентяю подходит, бабушка. Бабушка: Просыпайся, миленький! Вставай...