Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета

Надежда Лукьяненко
Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета

Гармония предметно – развивающей среды школьного логопедического кабинета

О предметно – развивающей среде можно говорить и рассказывать долго, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию по нашему логопедическому кабинету.

Говорят, что театр начинается с вешалки, квартира с прихожей… Ну а наш кабинет начинается с мягкого уютного дивана. Здесь с удовольствием играют дети, здесь мы проводим беседы с родителями и консультации.

У порога детей встречает весёлый и задорный заяц Хваста. Он улыбается и обещает, что будет интересно.

Есть в кабинете уголок развития мелкой моторики руки, где дети самостоятельно или под руководством логопеда собирают пазлы, играют пуговицами, прищепками, крышечками от пластиковых бутылок, рисуют по клеточкам. Здесь с увлечением и интересом дети собирают кубик-рубик. Оказывается, и в наше время он не потерял своей привлекательности.

В игровой зоне мы выделили место и для песочной терапии. Должна сказать – это гордость нашего кабинета. Песок поглощает негативную энергию человека, улучшает его эмоциональное состояние. Игры с песком способствуют развитию умственных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики руки. Вот такое это чудо – песочек!

Для этих же целей мы изготовили сухой бассейн. Это обыкновенная коробка, в которой находится фасоль, белая и красная. Можно использовать горох или другие наполнители. Погружаясь как можно глубже, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными. Ребёнок получает от этого удовольствие и радость.

А вот и рабочее место логопеда. В этом уголке проходят индивидуальные логопедические занятия. На полочках – дидактические игры и игрушки. На стене – плакаты для обогащения словарного запаса.

Переходим в наш мини-класс. Тут всё, как и в обычном классе. Вот доска. У доски уютно примостился ёжик, который помогает нам усваивать тему «Состав слова». Слева – слоговая таблица в виде домика. Здесь обычно толпятся первоклассники… Она помогает им осваивать азы чтения.

Всем известно, что чтение – предмет всех предметов и его нужно постоянно совершенствовать. Для этого мы организовали в кабинете «Уголок сказок».

Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета

Дети в любой момент могут подойти сюда, взять книгу, почитать, ответить на вопросы логопеда, поделиться впечатлениями о прочитанном. Я провожу такие минутки чтения на каждом занятии.

Как было уже сказано выше, на полочках в шкафу размещены пособия и дидактические материалы. О некоторых из них я постараюсь рассказать вам сейчас

Итак, всем известный «Волшебный мешочек». В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание и память, способность узнавать предметы на ощупь, а также мелкую моторику руки.

Логопедическая варежка появляется у нас на занятиях неожиданно, или ее приносит какой-нибудь сказочный персонаж. Он то и рассказывает, что эта варежка заколдована. А расколдует ее тот, кто отсоединит на ней цветы, которые прикреплены кнопками для одежды.

В варежке находятся картинки, мелкие игрушки, воздушные шарики, которые потом нужно будет надуть.

С целью развития тактильной памяти использую тактильные дощечки. Все дощечки должны быть разными на ощупь. Для этого следует наклеить на каждую из них ткани и материалы разной структуры.

Хочу представить еще одно дидактическое пособие «Волшебный телевизор».

«Волшебный телевизор» - это макет передней стенки телевизора, изготовленный из фанеры или другого материала. По этому «телевизору» мы показываем упражнения артикуляционной гимнастики. В период автоматизации и дифференциации звуков играем в игру «Дикторы», читаем наизусть стихи, произносим поговорки,скороговорки.

Ещё хочу рассказать о дидактическом пособии, именуемом «Логопедический фартук». Этот фартук часто использую на занятиях и он мне очень помогает.

На фартуке нашиты карманы в виде разноцветных геометрических фигур. В карманы дети вставляют картинки на оппозиционные звуки в период дифференциации; картинки, обозначающие одно-, двух-, трехсложные слова в период звуко-буквеного анализа и т. д.

Путешествие в страну Вымышляндию мы совершаем под логопедическим зонтом. Логопедический зонт – это многофункциональное дидактическое пособие.

Наверху прикреплены на липучках термонаклейки с изображением фигурок животных, пришиты ленточки, веревочки, которые нужно развязать и завязать. Это все для развития мелкой моторики руки. Вниз свисают на ниточках картинки с изображением фруктов, овощей, насекомых. Это уже для развития целенаправленной воздушной струи.

Цель каждого из моих занятий – задействовать как можно больше рецепторов для развития каналов аудиального, визуального, кинестетического восприятия.

Многие родители и педагоги отдают предпочтение «развивающим игрушкам», таким, как конструкторы, головоломки, мозаика. Однако не стоит забывать и о других игрушках или предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Именно такой игрушкой стала обыкновенная прищепка.

Играя с бельевыми прищепками, ребенок развивает мелкую моторику, занимается математикой, конструирует, фантазирует.

Детям очень нравится играть с пуговицами. В начале учебного года я даю объявление для родителей о том, чтобы принесли по десятку пуговиц. И мы начинаем играть.

Маленьким детским пальчикам очень трудно взять и удержать пуговицу, а еще труднее выложить из пуговиц сказочный цветок, бабочку, дорожку, геометрические фигуры. При помощи пуговиц мы повторяем цвета, пуговицами я награждаю детей, хорошо работавших на занятии. Бывает, что дети выкладывают из пуговиц картину, рассказывают необычный рассказ и просят оставить изображение до следующего занятия, чтобы еще раз посмотреть, или, может быть, что-либо поправить.

А еще я насобирала много крышечек от пластиковых бутылок. Дети с интересом играют, а заодно мы повторяем счет, цвета и многое другое.

Несколько слов о таком моменте на занятиях, как расслабление и снятие утомления.

Поскольку у младших школьников произвольное внимание только начинает развиваться и их нервная система быстро утомляется, можно применять специальные упражнения, быстро снимающие утомление после длительного напряжения внимания и длительной статической позы.

Это упражнения для отдыха глаз и для снятия напряжения после фиксированной позы.

Регулярно провожу физминутки, короткие периоды активности. Они уменьшают утомление и снижают отрицательное влияние однообразной позы.

В состав динамических пауз включаю упражнения на формирование осанки, выработку рационального дыхания и укрепление зрения.

Регулярно выполняемые упражнения для глаз очищают и улучшают состояние сетчатки глаза, увеличивают циркуляцию крови и повышают тонус глазных мышц.

Но предмето-развивающая среда - это не только дидактические игры и методические пособия. Это прежде всего атмосфера, в которой находится ребёнок.

Каждый педагог – творец, и только ему решать, в каком виде предлагать детям свои занятия.

Основная цель, к которой я стремлюсь на своих занятиях, это создание у детей положительного психоэмоционального настроения. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции и радость.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Гармония предметно-развивающей среды школьного логопедического кабинета
Опубликовано: 25 августа 2013 в 16:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...