Газета Консультативного пункта «Детский сад для всех» выпуск №2

Татьяна Портнова
Газета Консультативного пункта «Детский сад для всех» выпуск №2

Посещает ли Ваш ребенок дошкольное образовательное учреждение?

Если ответ «НЕТ» - эта информация для Вас!

Специально для Вас на базе нашего детского сада продолжает свою работу КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ «ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ВСЕХ», обратившись в который,

Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов:

Ст. воспитателя, педагога-психолога,

Специалисты помогут определить особенности

развития Вашего ребенка, дадут рекомендации по

подготовке ребенка к поступлению в школу, помогут

решить проблемы общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

На консультацию к специалистам можно

записаться по телефону 2 - 23 – 60

Но, если у Вас нет возможности посетить наш консультативный пункт,

то Вы можете задать интересующий Вас вопрос

по телефону 2-23-60 и наши специалисты предоставят

информацию на сайте нашего детского сада.

ПРИХОДИТЕ К НАМ! ЗВОНИТЕ НАМ!

МЫ БУДЕМ РАДЫ ВАМ ПОМОЧЬ!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 14 «Сказка»»

Скучен день до вечера, коли делать нечего!

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЖУРНАЛ

консультативного пункта психолого-педагогической помощи семье с детьми с ОВЗ февраль, 2012

Мини-лекция

«Игрушка – надежный помощник в воспитании малыша»

исп: заведующая ДОУ О. В. Егина

стр. 4

Рекомендации

«Как правильно играть с ребенком?»

исп: ст. воспитатель Портнова Т. А.

стр. 5

Рекомендации

«Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки?»

исп: ст. воспитатель Портнова Т. А.

стр. 7

Мастер - класс

«Играем на кухне»

исп: педагог-психолог Жирнова О. В.

стр. 9

Диагностика личности ребенка

Тест «Сказка» (Луиза Дюсс)

исп: педагог-психолог Жирнова О. В.

стр. 11

Практические занятия с детьми

«Играем всей семьей»

исп: ст. воспитатель Портнова Т. А.

стр. 14

мини-лекция

«Игрушка – надежный помощник в воспитании малыша»

Родительской любви присуще стремление сделать ребёнка счастливым, наполнить его жизнь разнообразными впечатлениями, удовлетворить возникающие потребности. Желая порадовать ребёнка, взрослые дарят ему игрушки. Очень важно, чтобы этот подарок стал для малыша открытием окружающего мира, дал возможность общения с близкими людьми. Серьёзное отношение родителей к игрушке, как к живому другу своих детей, - залог успеха в воспитании умения дружить, формировании таких качеств, как доброта и сочувствие.

Необходимо стремиться, чтобы ребёнок дорожил игрушками, никогда не согласился бы их обменять на другие, новые и красивые.

Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Небрежного отношения к игрушкам нельзя допускать даже случайно. Иначе ребёнок перестанет верить в искренность слов родителей, а значит, не сделает данное требование привычкой в своём поведении. Обращая внимание на то, что игрушки - живые друзья, надо и обращаться с ними, как с живыми. Нельзя игрушечного зайца поднимать с пола за уши - «ведь ему больно». Каждая мелочь в поведении таких авторитетных для ребёнка людей, как мать и отец, не останется незамеченной им.

Игрушка может стать самым настоящим помощником в регулировании поведения ребёнка, если вам удалось сформировать отношение к ней как к другу. Конечно, если родители осуждают поведение малыша, это весомо и значимо, но если осуждает игрушка, значимо вдвойне, ибо с ней у ребёнка устанавливаются положительные эмоциональные отношения. Например, ребёнка с раннего возраста приучают к тому, чтобы он ел аккуратно, не крошил за столом. Наши замечания не имеют успеха. Можно «позвать на помощь» игрушку: «Маша, это с тобой Степашка завтракал? Какой он неаккуратный! Посмотри, как накрошил. Ты его, пожалуйста, научи есть аккуратно. Ведь такая грязь на столе - это некрасиво? Как ты думаешь?». Скорее всего, ваше замечание не обидит ребёнка. Более того, у него появится цель - есть красиво и чисто не ради выполнения вашей просьбы, а чтобы не подвести любимую игрушку.

Чтобы вести воспитательную работу с помощью игрушек, необходимо выделить в доме место для игрового уголка. Он поможет сформировать у малыша такие качества, как аккуратность, самостоятельность, ответственность. Первой и важной обязанностью малыша по дому должно быть поддержание порядка в игрушечном хозяйстве.

Проявление любви к своим игрушкам, заботы о них - это первые ростки ценных качеств характера.

рекомендации

«Как правильно играть с ребенком?»

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще. удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах ты, дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь с все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.

7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.

8. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.

9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

10. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому - побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или. взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

рекомендации

«Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки?»

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям.

Конечно, у каждой семьи свои особенности и привычки. Безусловно, Вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж Вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то Вы быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению Ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно Вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка, скорее всего не появится привычки убирать игрушки, если Вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание.

Для того, чтобы облегчить для малыша процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.

Если у Вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а Вы - дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а Вы получите информацию о том, как Ваш малыш воспринимает Вас и Ваши просьбы (или приказы).

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у Вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становится необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если Вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что Вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это - правило для всех членов семьи. Если же Вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно “зарабатывать”.

Итак: если ребенок не хочет убирать за собой игрушки:

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это

2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи

3. Убирайте игрушки вместе с малышом

4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего

5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6. Используйте маркировку, схемы.

7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.

8. Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша.

9. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

мастер-класс

«Играем на кухне»

Вот уж, самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы. А мы с вами, конечно, не согласимся. Так и начнется наш разговор.

Где мы, женщины и мамы, проводим так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, редко в какой современной семье все собираются за столом в будние дни, перемыть и прибрать, а потом, совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда мы наберем второе дыхание, соберемся с силами и мыслями и будем готовы вместе поиграть, почитать, помечтать? А может быть и не разделять эти процессы во времени и пространстве?

Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?

Что у нас может получиться в результате?

мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы

поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий

поможем научиться терпению

самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам

поможем понять как заботимся и любим свою семью

освоим очень современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом

сделаем для ребенка сам процесс учения практичным (практикоориентированным)

станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности то от этого они не теряют.

Полезные результаты? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.

«Вкусные слова»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Называем слово и «кладем» его на ладошку.

Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.

«Охота на слова»

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.)

На слова можно охотиться и «прицельно» (то есть, слова, которые можно достать из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и в целом, охотиться на кухне. В этом случае, подойдет все,что попадется ребенку в поле зрения.

«Помощники»

Как можно одним словом назвать прибор, который. варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль).

«Готовим сок»

Придумываем слово «Из яблок сок. (яблочный)», из груш (грушевый, из слив, из свеклы, из капусты, из.

Справились? А теперь в обратном порядке: морковный сок из. моркови, редечный из.

«Покупки»

Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:

- В чем «живет» звук «Р»? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРРтошке или в капусте?», в яблоках или в пеРРРРсиках, в аРРРРбузе или в дыне? В луке или в огуРРРРцах?

* В каких словах есть звук «Л»? ТареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрюЛя.

* Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить?

* Что для тебя здесь самое вкусное?

* Что самое тяжелое (легкое?

«Раскладываем и пересчитываем»

Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол ждет нужное количество приборов (столько сколько).

«Охотимся на цифры и буквы»

«Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их». Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем они помогают?

А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?

«Придумывалки»

Давай придумаем сказку или историю про. старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы).

Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например. Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая? Во что она хотела бы превратиться?

диагностика личности ребенка

Диагностика личности ребенка

тест "Сказка"

(Луиза Дюсс)

Для тех родителей, которые хотят лучше понять своего ребенка, предлагается тест «Сказка». Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Тест Луизы Дюсс — это вербальная проективная методика, содержащая ряд историй-сказок, направленных на выявление глубинных внутренних конфликтов у детей. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.

Несколько советов по проведению теста.

Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест – такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье.

Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики, если он отказывается отвечать на вопрос – все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.

1. Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы:

• он тоже полетит и сядет на ветку;

• полетит к маме, потому что испугался;

• полетит к папе, потому что папа сильный;

• останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Типичные патологические ответы:

• останется на земле, потому что не умеет летать;

• умрет во время падения;

• умрет от голода или холода;

• о нем все забудут;

• на него кто-нибудь наступит.

2. Сказка «Ягненок» Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.

1-й вариант. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»

Типичные нормальные ответы:

будет есть больше травки;

заплачет, потом станет есть больше травки;

пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Типичные патологические ответы:

умрет от голода;

уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;

будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

2-й вариант. Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды.» следует другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»

Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:

немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.

Типичные патологические ответы:

пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;

постарается прогнать маленького ягненка;

притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка, и снова сам будет пить молоко;

найдет другую маму для маленького ягненка;

побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.

3. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка, и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

• у нас будут гости;

• кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д. ;

• мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.

Типичные патологические ответы:

• кто-то умер;

• мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;

• мама хочет что-то запретить, наказать и т. д. ;

• мама сердится за то, что он опоздал.

практические занятия с детьми

«Играем всей семьей»

Игры с мелкими предметами

Если Вы увлекаетесь шитьем, то у Вас наверняка есть «волшебная» коробочка, где лежат пуговицы, бусинки, кусочки тканей, ленточек и тесемочек. Малыши обычно любят рассматривать содержимое таких коробок.

• Прежде чем дать малышу коробку с пуговицами и тесемками, разберите ее. Найдите все иголки и булавки и переложите их в отдельную коробочку. Держите эту коробочку в недосягаемых для малыша местах.

• Дайте ребенку горстку пуговиц, среди которых есть одинаковые. Отложите одну из них в сторону и предложите найти остальные пуговицы.

• Предложите малышу разложить пуговицы по цвету – синие к синим, красные к красным и так далее. Если у Вас коробочка с ячейками, положите в ячейку бумажку нужного цвета – для ориентира. Или нарисуйте на листе бумаги мешочки фломастерами разного цвета.

• Предложите ребенку найти самую маленькую и самую большую пуговицы.

• Можно положить отдельно все пуговички с дырочками и все пуговицы с ножками. Для ориентира нарисуйте два квадрата на листе бумаги. Над ними опознавательные знаки: над одним пуговица с дырками, над другим – пуговица с ножкой.

• Можно дать малышу рассмотреть тесемки и ленточки. Проследите, чтобы рулончики с тесьмой не были сколоты булавками.

• Разложите куски тесемок и лент на столе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.

• Можно показать малышу, как скатывать тесьму в рулончики.

• Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка и так далее.

• Большие пуговицы с крупными дырками можно нанизывать на тесемку, ленточку или шнурок.

• Чем больше мелких предметов пройдет через руки малыша, тем лучше. Но Вы, конечно, должны пресекать первую же попытку отправить что-либо в рот. Если ребенок не слушается, немедленно завершайте игру.

Игры со шнурками

Игры – шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок – пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в отверстие, до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу.

Но беда покупных игр в том, что они быстро надоедают, а мы продолжаем их хранить и навязывать ребенку. А может, лучше каждый день делать новую интересную игру – шнуровку? Все, что Вам нужно для этого: плотный картон, дырокол и шнурок для обуви.

Единственная проблема – обычным бытовым дыроколом Вы сможете проделывать отверстия только по краю картонки. Но если проявить немного фантазии и не использовать большие куски картона, игры получаются интересными.

• Сделайте из картона цветок, елочку, ежика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать, с двумя отверстиями, как у пуговицы. Например, бабочку, которая сядет на цветок, игрушки, которыми Вы нарядите елочку, грибочки и ягодки, которые понесет ежик, грузы, которые повезет грузовик.

• Чтобы играть со шнурком было удобно, на второй конец шнурка можно надевать фиксатор. Такие фиксаторы используются, например, на шнурках для капюшонов курток. Они продаются в магазинах «Все для шитья». Фиксатор будет служить узелком. После игры его можно снять и легко вытащить шнурок из игрушки.

• Можно нанизывать на шнурок бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». Или использовать для этой цели большие пуговицы с крупными дырками. На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макаронины (короткие широкие колечки).

Чтобы нанизывать было удобнее, можно сделать «иголочку», обмотав кончик шнурка скотчем.

Игры с прищепками

Вам понадобятся деревянные или пластмассовые бельевые прищепки. Главное, чтобы ребенку было под силу их открывать. Бывают тугие прищепки, так что, покупая, проверьте, достаточно ли удобно с ними будет играть.

Кроме этого, Вам понадобятся фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку двумя пальцами (указательным и большим). Если ребенку неудобно, пусть держит тремя пальцами: большим, указательным и средним – так создается большее усилие. Сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

• Представьте вместе с малышом, что прищепки – это маленькие рыбки, а картонный кружочек или квадратик – это кормушка. Попросите малыша помочь рыбкам пообедать, то есть прикрепить их по периметру фигуры.

• Прищепки можно закреплять на стенках коробок разной формы – круглых и квадратных.

А еще можно предложить ребенку снимать все прищепки, закрепленные на коробке, и бросать внутрь.

Можно сочетать закрепление прищепок с их сортировкой по цветам. Если у Вас есть прищепки нескольких цветов, то закрепите на стенках прямоугольной коробки кусочки цветной бумаги нужного цвета (приклейте или закрепите степлером). Попросите малыша прицепить прищепки к кусочкам цветной бумаги такого же цвета.

• Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок. Если ребенок не понимает, как это можно сделать, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или что-нибудь еще. Вы убедитесь, что это довольно забавно – мастерить из прищепок, как из конструктора.

Предложите ребенку повесить все прищепки на веревочку, которую можно привязать в детской комнате на уровне рук малыша.

Пусть малыш помогает Вам развешивать постиранные носовые платочки и закреплять их прищепками. Это на первый взгляд несложное задание, возможно, окажется не таким уж простым даже для тех детей, которые не раз играли с прищепками

Волшебный мешочек

Для этой игры Вам понадобится небольшой тряпочный мешочек и несколько мелких предметов. Совершенно не нужно шить какой-то необыкновенный мешочек. Достаточно сложить пополам старое кухонное полотенце и прострочить с двух сторон. Если Вы совсем не умеете шить, вместо мешочка можно использовать старую шапку.

Покажите малышу те предметы, которые Вы собираетесь положить в мешочек. Это могут быть маленькие игрушки или предметы обихода – пуговицы, бусинки, небольшие коробочки (например, от спичек или фотопленки, ластик, крышка от пластиковой бутылки и так далее.

• Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у малыша. Спросите: «Где же пуговица (кубик или что-то еще? Куда она делась?» достаньте фигурку из мешочка, скажите: «Вот она!»

Опять спрячьте ее в мешочек, предложите ребенку найти предмет самостоятельно, скажите ему: «Найди пуговку!»

• Потом положите в мешочек не один, а два или три предмета. Задайте тот же самый вопрос: «Где пуговка?» - и на глазах у ребенка достаньте ее из мешочка, затем уберите и предложите ребенку выполнить уже привычное ему задание.

Если малыш достанет не тот предмет, верните его обратно и предложите попробовать еще раз. Если ребенок опять достанет не то, что нужно, запустите свою руку в мешочек вместе с малышом и покажите своей рукой, что в мешке лежит не один предмет и пуговку еще надо найти. Направляйте руку ребенка от одного предмета к другому, помогая ему найти нужный.

• Можете называть малышу фигуру, которую нужно достать, или показывать ему такую же (но предметы должны быть абсолютно одинаковые).

Можно играть по-другому – пусть ребенок достает все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка.

Петельки и крючочки

В детской комнате на стене, на внутренней стороне двери или на боковой поверхности шкафа или тумбочки прибейте (или приклейте) много – много крючков. Удобно использовать пластмассовые крючки для прихваток и полотенец с клеящейся полоской на обратной стороне.

• Повесьте на крючки игрушки с петельками, маленькие тряпочные мешочки с мелкими предметами внутри, яркие прихватки, кошелечки, пенальчики – словом, различные вещи, на которых есть петельки. Разрешите малышу просто снимать их, потом вешать так, как ему захочется.

Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой «Волшебный мешочек». Для этого Вам понадобятся несколько небольших, одинаковых по размеру тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек мелкую игрушку или предмет. Развесьте все это на крючки.

• Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти, и предложите, не снимая мешочки с крючков, по очереди один за другим ощупать их. Найдя на ощупь нужный мешочек, снять его и проверить, правильно ли определен предмет.

Помимо мелкой моторики, игра развивает внимание и память: ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.

• Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему нужно предлагать для этой игры. И наоборот, чем старше ребенок, тем больше мешочков он сможет найти и обследовать.

Застежки

Чрезвычайно полезное занятие – застегивать и расстегивать всевозможные пуговицы, кнопки, крючочки и молнии.

Привлекайте малыша к самообслуживанию – покажите ему, как расстегивать на своей одежде разные застежки. Начните с самых простых задач – расстегивать липучки, развязывать шнурки. Потом перейдите к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее.

• Постепенно учите малыша застегиваться самостоятельно. Лучше всего начать с липучек – надо только попасть в нужное место.

Потом идут кнопки – тут тоже главное попасть в нужное место, да еще немного надавить. С пуговицами, крючками и молниями сложнее, их надо осваивать постепенно.

• Чтобы интереснее было обучаться застегиванию, можно сделать специальную игрушку – коврик с картинками, который можно повесить на стенку или спинку кровати. Можно сделать не коврик, а развивающую подушку, взяв за основу подушку от старого дивана. Или соорудить мягкую книжку – сделать страницы из плотной ткани, нашить на них игровые задания с застежками, а потом сшить страницы в книжку.

На выбранной Вами основе сделайте из кусочков ткани маленькие дверки, открыв которые малыш увидит картинку, пришитую игрушку или пуговичку. Пусть дверки закрываются на разные застежки – липучки, крючки. Внутрь карманов вшейте ленточки с игрушками на конце, которые можно вынимать и класть обратно.

• Пришейте в ряд несколько ковровых колечек, сквозь них протяните ленту, на концах которой будут ездить туда-сюда две маленькие игрушки.

Можно украшать такие игрушки вышивкой и яркими аппликациями. А тем, кому некогда, больше всего подойдет конструкция из диванной подушки. Просто нашейте на нее толстой иглой суровой ниткой, подвернув края, несколько карманов, куски старой одежды с застежками, картинки со старой одежды.

• Не забудьте, что, научившись что-то застегивать на коврике, малыш не сможет сразу делать то же самое на себе. Это совершенно разные движения рук – на образце и на самом себе. Но это уже повод начать учиться себя обслуживать на новом уровне.

В любом доме наверняка найдутся старые кошельки, сумочки, школьный пенал на молнии или еще что-нибудь, на чем есть застежки. Сложите все это в большую коробку или корзину и время от времени отдавайте малышу в полное его распоряжение.

Учимся резать ножницами

Как правило, родители не дают своим детям настоящие ножницы, боясь, что малыш поранится. А дают обычно детские ножницы с закругленными кончиками и почти не режущими лезвиями. Такими ножницами нельзя пораниться, но и научиться резать нельзя!

Конечно, давать ребенку ножницы можно только под строгим присмотром. Вы должны не просто быть в одной комнате с ребенком, Вы должны сидеть рядом и смотреть, как он режет.

• Дайте ребенку ножницы среднего размера, с острыми лезвиями и удобными ручками. Покажите, как нужно держать ножницы (сами возьмите ножницы в руку).

Затем вложите ножницы в руку малыша, помогая своими руками, попросите открыть и закрыть ножницы («крокодильчик открывает и закрывает рот»).

• Для начала ребенок должен освоить простое движение – делать один разрез ножницами, не продолжая резать дальше. Ручки у малыша маленькие и неловкие. Широко открывать ножницы он не сможет, поэтому и надрез, который он сделает, тоже получится совсем коротким – 1-2 см.

Возьмите плотную бумагу (например, бумагу для черчения) и порежьте ее на полоски длиной не более 20 см, шириной не более 2 см, а лучше начинать с 1 см.

• Скажите ребенку, что сейчас Вы будете делать снежинки, если бумага белая. А можете никак не называть конечный продукт. Дети любят резать ножницами без всякого сюжета и смысла, особенно если раньше им не давали даже подержать их.

Итак, вложите одну полоску бумаги в левую руку ребенка и, своей рукой, придерживая ножницы в руках ребенка, сделайте несколько надрезов так, чтобы от полоски отделились и упали кусочки бумаги. Они не должны иметь какой-то четкой формы, за этим следить не надо. Важно, чтобы они просто отделились. И так же важно, чтобы ребенок делал движения пальцами только вверх – вниз, поскольку некоторые дети начинают еще и дергать ножницы вправо, как бы отрывая кусок бумаги, едва начав делать надрез.

• Кусочки, которые падают вниз при разрезании, можно собрать и использовать для игры или для аппликаций.

Когда ребенок освоит один короткий надрез, увеличивайте ширину полоски бумаги до 2-2,5 см. потом делайте их еще шире. Когда Вы увидите, что одного надреза уже не хватает, покажите ребенку, помогая своими руками, как надо делать второй надрез, не вынимая ножницы.

• Когда ребенок научится делать несколько надрезов, учите его резать по нарисованной Вами линии: сначала по прямой линии, затем по волнистой с небольшими волнами.

Затем переходите к вырезанию других форм. Попробуйте вырезать большой круг из плотной бумаги, а потом уже и другие фигуры.

• Не ругайте малыша за то, что у него получается неровно, и он выходит за линию. Ведь ребенок еще маленький, и многие его сверстники еще даже не умеют правильно держать ножницы!

Публикации по теме:

Анкета для родителей. Оценка работы дошкольного учреждения Анкета для родителей Уважаемые родители! Коллектив детского сада проводит самоанализ работы нашего учреждения. Вы, являясь нашими коллегами.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» 1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Обитатели водоемов
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Газета Консультативного пункта «Детский сад для всех» выпуск №2
Опубликовано: 29 января 2012 в 16:20
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....