Гендерное воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Елена Анатольевна Дмитриева
Гендерное воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Автор: Дмитриева Е. А., ГБОУ ЦО №491 «Марьино» СДП 1468, Москва

Мальчики и девочки – два разных мира. Их нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Взрослые – педагоги и родители должны раскрыть, сохранить, а далее развить задатки, заложенные в мальчиках и девочках от природы, не навредив хрупким детским душам Воспитание детей с учётом гендерных особенностей задача сложная, но посильная.

Работу по данной теме в своей группе мы осуществляем по следующим направлениям:

- «Создание предметно-развивающей среды».

- «Работа с детьми».

- «Работа с родителями».

Пространственно-предметная развивающая среда - одно из условий полоролевого воспитания ребенка, она стимулирует ребёнка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа. Поэтому в группе было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек:

1) уголок для девочек - фрагмент игрушечного кухонного блока - шкаф с посудой, газовая плита, стол для разделки продуктов, гладильная доска с утюгом; соответствующие куклы, одежда для кукол (юбки, косынки, фартуки)», кроватка для кукол и коляска; салон красоты;

2) уголок для мальчиков - наполненный предметами «мужского мира»: различные машины, конструкторы, строительный материал, руль с напольными педалями, макет ракеты, фуражки, пилотки и другие различные атрибуты к сюжетно-ролевым играм, что позволяет проигрывать соотвествующие роли - военный, моряк, полицейский, строитель, космонавт и т. д. ; мастерская по ремонту игрушек или же машин.

Существование разграничений данных зон не означает навязывания детям игр только с четкой гендерной направленностью. В группе также имеются игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Семейная гостиная», «Магазин», «Больница» и др.

«Работа с детьми».

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в которой развиваются все стороны личности, ребенок буквально впитывает в себя гендерные модели, как мышления, так и поведения.

Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому в работе мы использовали следующие методы и приёмы:

- Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Ждём гостей», «Шофёр», «Магазин», «Космонавты»,«Моряки»,«Спасатели»,«Салон красоты»,«Игрушки заболели» и т. д.

Мальчики, взявшие на себя роль воина, сражаются в игре с врагом, чувствуют себя смелыми, отважными играют в «военных», спасателей», «пожарных», «космонавтов», а у девочек – «мама» – испытывает нежность к своему «ребёнку» – кукле, тревогу за него, когда он болеет, большинство игр связано с семейно-бытовой тематикой.

- Решение проблемных ситуаций этического содержания предполагающие моделирование и прогнозирование жизненно значимых обстоятельств, требующих различных моделей поведения мальчиков и девочек.

- Чтение художественной литературы.

- Подбор книг и иллюстраций по темам: «Моя семья», «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе», «Манеры поведения».

- Инсценировки по сюжетам произведений «Заячья избушка», «Три медведя».

- Имитационные игры («Моё настроение», «Достань слово из корзинки», «Как я дома помогаю»).

- Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужчин и женщин.

- Уголок ряженья, где сосредоточены костюмы, шляпки, галстуки и другие атрибуты, которые дают возможность дошкольнику самостоятельно проигрывать ситуации, например, требующие выполнения правил хорошего поведения в гостях или же игры сюжетного характера.

- Изготовление подарков для мам, пап.

- Дидактические игры и упражнения: «Наши имена», «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Все работы хороши», «Я расту», «Одень куклу мальчика\девочку», «Мама, папа и я», «Подарки малышам», «Угадай, чья тень?», «Отгадай, что делают дети?», «Чем я отличаюсь от других детей?», «Да или нет», «Я расту», «Кто больше красивых слов скажет о маме, о папе?», «Кто больше назовет имен мальчиков и девочек?», «Подбери маску» и т. д.

- Подвижные игры «Надень и попляши», «Сороконожка», «Кто позвал?».

- Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом».

- Совместное выполнение мальчиков и девочек трудовых поручений.

В поддержании интереса детей к труду мы часто им говорили: «Как хорошо у вас получается, когда вы стараетесь все делать аккуратно!», «Приятно, когда вы заботитесь друг о друге!» и т. д. Дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более тяжёлую работу: носят и расставляют стульчики, собирают конструктор, ставят в гараж машины, а аккуратно расставляют посуду, убирают кукольную кровать, одевают кукол – это работа для девочек. Так же мы не устаём повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы, называем их защитниками, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы.

В работе с детьми используем следующие маркеры гендерных различий:

- дифференцировали на шкафах в раздевалке, соответственно в умывальной комнате - полотенца и кровати в спальне, метки для девочек и мальчиков (девочки – куколки, принцессы, цветы; мальчики – машинки и техника);

- учитывая цветовую гамму, внесли в жизнь детей стаканчики для полоскания рта у мальчиков голубого цвета, девочек розовые и салатовые.

«Работа с родителями».

Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие. Поэтому работа по данному направлению проводилась такая:

- Тестирование родителей «Я и мой ребенок».

- Организация почтового ящика для родителей «Вопросы –ответы».

- Оформление стенда «Мальчики и девочки – два разных мира».

- Оформление папки-передвижки «Советы по воспитанию мальчиков\девочек».

- Памятка «Советы по воспитанию мальчика».

- Памятка «Советы по воспитанию девочки».

- Консультации «Игры мальчиков\девочек», "Как и во что играют ваши дети".

- Составление памятки «Особенности игр мальчиков\девочек».

- Спортивный досуг «Мы дружная семья».

Мы уверены, полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе, мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше.

Гендерное воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Публикации по теме:

Презентация «Необычные варианты встречи Нового года в разных странах» Уважаемые коллеги! Скоро наступит Новый год. Во всех странах мира его празднуют по разному, по - особенному. Я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Творческая лаборатория. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Проблема гендерного подхода в воспитании детей начала.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 8 марта 2013 в 22:43
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...