Папки-передвижки

Гендерное воспитание в условия введения ФГОС до

Светлана Шулепина
Гендерное воспитание в условия введения ФГОС до

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления – «Гендерное воспитание в условиях введения ФГОС ДО».

Слайд 2.

По определению ООН именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века.

В России это связано с тем, что социальная стратегия государства, которая направлена на создание условий для устойчивого развития страны, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Для решения данного вопроса в образовании в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 года «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний.

Публикация «Гендерное воспитание в условия введения ФГОС ДО» размещена в разделах

Слайд 3.

В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений.

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку, т. е. пол - это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендер - социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии, т. е. гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Слайд 4.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Гендерная социализация – процесс, сущность которого в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов.

Современные приоритеты в воспитании детей состоят не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, как это принято при полоролевом воспитании детей. Современная социокультурная ситуация развития нашего общества и государства предъявляет иные требования к воспитанию детей. Во взрослой жизни от девочки потребуется проявления не только женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п., но и решительности, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках, также нельзя воспитывать только мужественного и смелого воина. Ведь мужчины - это не всегда военные. Они еще являются и представителями других профессий: врачи, ученые, изобретатели, строители, инженеры, учителя и др. Кроме того, современная действительность требует от мужчины терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь и даже взять на себя определенные обязанности в помощи по дому, по уходу за детьми и т. п. Поэтому педагоги и родители должны не закреплять стандарты маскулинности и феминности, а сохраняя индивидуальность ребенка, содействовать накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей.

Слайд 5.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

- когнитивный – ребёнок в нормативные сроки начинает относить себя к определённому полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения;

- эмоциональный – поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт определённого пола;

- поведенческий - усвоение для пола типичной модели поведения.

Слайд 6.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли :

к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Слайд 7.

Как мы уже говорили, формирование гендерной устойчивости зависит, в частности, от воспитания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Требования к дошкольному образованию регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155).

Стандарт включает в себя требования к:

- структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму;

- условиям реализации Программы;

- результатам освоения Программы.

Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Слайд 8.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Одной из приоритетных задач государственной политики является поддержка традиционной российской семьи.

Однако, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Слайд 9.

Необходимость позитивной социализации ребёнка отражена в ФГОС ДО.

В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму указывается, что «Программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста».

В связи с этим на первое место поднимается проблема гендерного воспитания.

Слайд 10.

Гендерное воспитание – целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

Слайд 11.

Содержание Программы согласно ФГОС ДО «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать… определённые направления развития и образования детей (образовательные области)».

Гендерный компонент воспитания прослеживается в содержании Программы по каждому из направлений развития. Вы можете увидеть это на слайде.

«Конкретное содержание указанных образовательных областей… может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности)».

Слайд 12.

«Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде».

«Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям».

Слайд 13.

Рассмотрим подробнее требования к психолого-педагогическим условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.

Между тем, биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики.

Например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.

Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

У мальчиков и девочек не одинаковые потребности. Но главная потребность и у тех, и у других – любовь. Любовь может выражаться по-разному: через доверие и заботу.

Забота – это готовность всегда прийти на помощь ребёнку, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота – это активная разновидность любви.

Доверие – это признание того, что у ребёнка всё в порядке. Это вера в то, что ребёнок может учиться на собственных ошибках. Доверять ребёнку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так.

Независимо от возраста мальчикам требуется больше доверия, а девочкам заботы. Мальчик доволен собой, если он может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Позволить мальчику сделать что-то самостоятельно – это жест доверия. Если же вы предлагаете помощь девочке, то она чувствует, что её любят, - это жест заботы.

Слайд 14.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

С рекомендациями по оснащению образовательного пространства вы можете ознакомится в буклетах, которые мы подготовили для вас.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (например, мягкие модули, ширмы, предметы-заместители и пр.).

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Слайд 15.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

…ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства (сформирована гендерная устойчивость, эмоционально положительное отношение к своему полу, будущей социальной роли (мужчины и женщины, положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования);

…адекватно проявляет свои чувства (сформирована адекватная полу модель поведения);

…умеет подчиняться социальным нормам (сформирована культура поведения через правильное моделирование гендерной принадлежности);

… Обладает начальными знаниями о себе …социальном мире, в котором он живет (обладает знаниями о содержании понятий «мальчик», «девочка», делении всех людей на мужчин и женщин, социальных ролях мужчин и женщин).

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, т. е. предполагается выстраивание системы гендерного воспитания на следующей ступени образования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Нравственное воспитание дошкольников в условиях введения и реализации ФГОС ДО» с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях.

Гендерное воспитание детей Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. На обыденном уровне рассуждений многие.

Консультация «Гендерное воспитание дошкольников» Гендер - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических.

Гендерное воспитание на физкультурных занятиях в ДОУ Гендерное воспитание понимается сегодня как организация педагогического процесса с учётом половой идентичности и специфики развития каждого.

Гендерное воспитание по фотографиям. В рамках запланированной работы по теме самообразования «Использование фототехники при работе с дошкольниками» было проведено занятие-игра.

Гендерное воспитание детей дошкольного возрастаГендерное воспитание детей дошкольного возраста ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные.

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях введения ФГОС до (презентация) В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и.

Патриотическое воспитание дошкольников в условия ФГОС Актуальность: Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит.

Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС до «Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС ДО. Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание в условия введения ФГОС до
Опубликовано: 17 января 2018 в 11:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД