Гендерные аспекты детской одаренности

Татьяна Головатая
Гендерные аспекты детской одаренности

Проблема детской одаренности с учетом гендерных особенностей развития современных детей, проблема выявления, обучения и развития детей и подготовки педагогов для работы одаренными детьми является одной из актуальных на сегодняшний день.

Как признают большинство ученых, долгое время теория педагогики и практика обучения и воспитания в системе общего образования носили “бездетный” характер. Предметом педагогических и психологических исследований в рамках индивидуализации обучения и воспитания являлись характеристики, присущие детям разных возрастных групп, типов темперамента и высшей нервной деятельности, особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, стили учения (когнитивные стили) и многое другое. Практически не изучено влияние половой принадлежности на развитие индивида, социализацию личности. Здесь имеются весьма скудные разрозненные данные, являющиеся нередко “побочным” результатом исследований, проводимых с иными целями, в иной проблематике.

Еще Л. С. Выготский указывал, что особенности возрастной динамики связаны с расхождением трех линий развития: общеорганического, социального и полового.

Гендерные различия в выявлении, реализации и развитии способностей как наиболее индивидуализированных проявлениях личности – иными словами, в проявлениях одаренности, могут оказаться особенно значимыми.

К сожалению, гендерная специфика одаренности в дошкольном возрасте, ее проявления и развития практически не изучена, хотя в мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними.

Следует заметить, что важность целенаправленной работы по развитию одарённости детей дошкольного возраста сегодня осознаётся не только на уровне разделов в педагогике, психологии и не только отдельными педагогами-энтузиастами, но и в государственном масштабе.

В разделе "Развитие системы поддержки талантливых детей" Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" говорится следующее: "В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. " (1)

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из необходимых задач ставят формирование гендерной принадлежности дошкольников.

В России осуществляется федеральная программа «Одарённый ребёнок», действует ряд международных проектов и программ, Всемирный совет по таланту и одаренности детей. В Конвенции ООН о правах ребенка (1991) указано, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Также повышение качества образования, совершенствование компетентности педагогов является также одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования. В современной стратегии образования особая роль отводится педагогу нового поколения. Имеются ввиду не только профессиональные знания и умения, но и масштабная задача - развитии профессиональной компетентности с позиций возможностей, способностей педагога и педагогического коллектива в целом, способствующих запросам стратегического развития страны. Очевидно, что педагог должен знать свою гендерную доминанту (преобладание феминных или маскулинных качеств у данной личности, что не всегда совпадает с биологическим полом, знать какая она у каждого из обучаемых.

Тем не менее, несмотря на понимание важности творческих, одаренных людей для жизни социума мы значительно отстаем от научных и практических достижений западного мира.

Поэтому цель данной работы – изучение гендерных особенностей одаренных детей, выявление склонности педагогов к работе с одаренными детьми и построение воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми.

Задачи работы:

• выявить и определить особенности развития дошкольников с учетом гендерного аспекта;

• определить принципы и стратегию работы с одаренными детьми с учетом гендерных особенностей.

Прикреплённые файлы:

odarenost-i-gender1_35it9.ppt | 4361 Кб | Скачан: 195
 
Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Проблемы в оценке результатов развития одаренностиПроблемы в оценке результатов развития одаренности Статья посвящена описанию важных проблем, с которыми сталкиваются педагогические работники всех сфер при работе с одаренными детьми в дошкольном.

Библиотека изображений:
  • Этикет
Автор публикации:
Гендерные аспекты детской одаренности
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 22:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....