Гендерные аспекты детской одаренности

Татьяна Головатая
Гендерные аспекты детской одаренности

Проблема детской одаренности с учетом гендерных особенностей развития современных детей, проблема выявления, обучения и развития детей и подготовки педагогов для работы одаренными детьми является одной из актуальных на сегодняшний день.

Как признают большинство ученых, долгое время теория педагогики и практика обучения и воспитания в системе общего образования носили “бездетный” характер. Предметом педагогических и психологических исследований в рамках индивидуализации обучения и воспитания являлись характеристики, присущие детям разных возрастных групп, типов темперамента и высшей нервной деятельности, особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, стили учения (когнитивные стили) и многое другое. Практически не изучено влияние половой принадлежности на развитие индивида, социализацию личности. Здесь имеются весьма скудные разрозненные данные, являющиеся нередко “побочным” результатом исследований, проводимых с иными целями, в иной проблематике.

Еще Л. С. Выготский указывал, что особенности возрастной динамики связаны с расхождением трех линий развития: общеорганического, социального и полового.

Гендерные различия в выявлении, реализации и развитии способностей как наиболее индивидуализированных проявлениях личности – иными словами, в проявлениях одаренности, могут оказаться особенно значимыми.

К сожалению, гендерная специфика одаренности в дошкольном возрасте, ее проявления и развития практически не изучена, хотя в мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними.

Следует заметить, что важность целенаправленной работы по развитию одарённости детей дошкольного возраста сегодня осознаётся не только на уровне разделов в педагогике, психологии и не только отдельными педагогами-энтузиастами, но и в государственном масштабе.

В разделе "Развитие системы поддержки талантливых детей" Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" говорится следующее: "В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. " (1)

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из необходимых задач ставят формирование гендерной принадлежности дошкольников.

В России осуществляется федеральная программа «Одарённый ребёнок», действует ряд международных проектов и программ, Всемирный совет по таланту и одаренности детей. В Конвенции ООН о правах ребенка (1991) указано, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Также повышение качества образования, совершенствование компетентности педагогов является также одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования. В современной стратегии образования особая роль отводится педагогу нового поколения. Имеются ввиду не только профессиональные знания и умения, но и масштабная задача - развитии профессиональной компетентности с позиций возможностей, способностей педагога и педагогического коллектива в целом, способствующих запросам стратегического развития страны. Очевидно, что педагог должен знать свою гендерную доминанту (преобладание феминных или маскулинных качеств у данной личности, что не всегда совпадает с биологическим полом, знать какая она у каждого из обучаемых.

Тем не менее, несмотря на понимание важности творческих, одаренных людей для жизни социума мы значительно отстаем от научных и практических достижений западного мира.

Поэтому цель данной работы – изучение гендерных особенностей одаренных детей, выявление склонности педагогов к работе с одаренными детьми и построение воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми.

Задачи работы:

• выявить и определить особенности развития дошкольников с учетом гендерного аспекта;

• определить принципы и стратегию работы с одаренными детьми с учетом гендерных особенностей.

Прикреплённые файлы:

odarenost-i-gender1_35it9.ppt | 4361 Кб | Скачан: 195
 
Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Проблемы в оценке результатов развития одаренностиПроблемы в оценке результатов развития одаренности Статья посвящена описанию важных проблем, с которыми сталкиваются педагогические работники всех сфер при работе с одаренными детьми в дошкольном.

Библиотека изображений:
  • Этикет
Автор публикации:
Гендерные аспекты детской одаренности
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 22:25
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...
Дружественный батл между пехотинцами и моряками!
В пятницу в нашей группе проходил спортивный досуг совместный с родителями, посвященный Дню Защитника Отечества! Явка была 100% Праздник получился на...
Фоторепортаж «Лебединое озеро в Алтайском крае»
В декабре я отдыхала в Белокурихе. И там узнала, что можно съездить на экскурсию на Лебединое озеро. Я и раньше слышала, что на Алтае есть такое озеро, а...
НОД Лепка по замыслу «К тебе в гости сон пришёл»
Непосредственно образовательная деятельность по ИЗО деятельности. Лепка по замыслу. Тема: «К тебе в гости сон пришёл» Задачи: Продолжать учить детей...
Поздравляем пап и дедушек!!
Уважаемые коллеги скоро мы будем отмечать день защитника отечества. Мы готовимся к этому событию. Уже завтра у нас пройдет утренник, посвященный дню...