МААМ-картинки

Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников

Татьяна Ковальцова
Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников

Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников

Рисование – специфический вид, важный для детского развития. Он помогает развитию таких психических качеств, как восприятие, образное мышление, воображение. Кроме того, этот вид деятельности, с одной стороны, доступен и привлекателен для детей, а с другой – он диктуется возрастными особенностями.

Рисуя, ребенок развивает определенные способности, специальные умения и навыки: координацию глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создавая положительный настрой.

Публикация «Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный «разговор» со старшими.

Уметь рисовать – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Изобразительное искусство помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет ему проявить творческие способности.

Изобразительная деятельность, как никакая другая требует создания специальных условий и использования специальных средств.

Одинаковы ли эти условия для всех дошкольников?

Мальчики и девочки - это два удивительных мира, каждый из которых требует своего особого подхода. Ученые установили, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь и тонкая координация, а мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями.

По данным исследователей мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы.

Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Если посмотреть на детские рисунки, то мы увидим: мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением. Все кругом движется, бежит, шумит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя. Например, на предложенную тему «День Победы», мальчики изобразили боевые действия, военную технику, старательно вырисовывая датчики, антенны. Рисунки были наполнены действиями: летящие пули, взрывы, пыль и камни из под колес. А вот другие рисунки: техника нарисована схематично, рядом с ней стоящие солдаты, с прорисованными ресничками, щечками. Вокруг растут цветы, летают бабочки. Это, конечно же, работы девочек. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой. Следует помнить главное: мальчики и девочки имея разный мозг, ведут себя по-разному.

У мужчин выражено сильнее доминирование одного полушария, чаще левого, у женщин лучше развито взаимодействие обоих полушарий, что делает легким переход с доминирования правого полушария на левое. Напомню, что доминирование правого полушария связано с образным интеллектуальным мышлением, а левого - с рационально-логическим.

В ходе эксперимента, мы разделили детей на две подгруппы: мальчики и девочки. В начале это вызвало определенные трудности, так как девочки до этого были негласными лидерами, за которыми ребята тянулись в работе. Их отсутствие привело мальчиков к панике. «Я не умею», «У меня не получится» были постоянными спутниками первых занятий. Процесс рисования у мальчиков занимал больше времени, чем у девочек. Совместная работа с психологом и учет гендерных особенностей дошкольников, позволили мальчикам почувствовать уверенность в своих силах.

При подготовке и проведении изобразительной деятельности дошкольников для более компетентного учета гендерных основ развития личности каждого конкретного ребёнка необходимо выделение особенностей изображения, а также восприятия и передачи собственного отношения к изображаемому, как у мальчиков, так и у девочек. Мы разработали следующую характеристику особенностей изобразительной деятельности дошкольников, которая представлена в таблице.

Таблица характерных особенностей

изобразительной деятельности дошкольников

Особенности

изо. деятельности Мальчики Девочки

Предпочтение цвета Отдают предпочтение темным цветам (чёрный, коричневый, зелёный) Предпочитают яркие, чистые и пастельные цвета

Отношение к деталям рисунка Детализация, как правило, отсутствует Уделяют внимание прорисовке мелких деталей

Объекты изображения Интересны средства передвижения, техника (самолёты, поезда, машины) В большей степени интересует человек и окружающая его среда (одежда, утварь, предметы домашнего обихода)

Качество рисунков Присутствует множество исправлений, зачёркиваний Стараются выполнить работу аккуратно

Выражение отношения к рисунку Изображают объект на основе своего зрительного восприятия, не передавая отношения к нему Отражают свое отношение (нравится - не нравится) к изображаемому

Отражение динамики сюжета В рисунке обычно бывает много действия, движения Рисуют, как правило, статичные предметы и образы (цветы, принцессы, замки)

Поведение в процессе работы Сопровождают действие словом Рисуют молча, сосредоточенно, часто улыбаются

расположение изобразительных материалов Материалы должны быть на виду Просят художественные материалы, даже если их нет в поле зрения

Самооценка Часто не уверены в своих силах Самооценка чаще всего завышена

Хорошо известно, что рисунок ребенка - это портрет личности. Он ещё раз свидетельствует о том, что девочки и мальчики по-разному видят окружающий мир. У них на разных этапах развития происходит сложнейший психологический процесс – обретение значимого. Мальчики в большинстве своем не видят человека, вернее их ещё не научили понимать, оценивать, осмысливать этот прекрасный мир людей, мир человеческих отношений. Так, рисуя портрет человека, мальчики передают основные черты и пропорции, не выражая своего отношения к изображаемому объекту. Девочки же, если им этот человек нравится, украшают его различными деталями: бусами, бантиками, коронами, рисуют улыбку на лице, используют теплые тона. Иногда бывает излишняя детализация: множество сердечек, цветов, бабочек вокруг портрета. Но при этом объект статичен. Но это поправимо. С девочками уместно создавать ситуации, требующие передачи движений, опосредованно учить их создавать образы в динамике, стимулировать полет фантазии, перспективу развития ситуаций.

Внимание мальчиков необходимо останавливать на красоте и гармонии, как в природе, так и в рукотворном мире произведений художников, скульпторов, писателей, музыкантов, композиторов. В связи с этим, мир вокруг мальчика необходимо наполнять позитивными эмоциями, вызывающими их восторг и восхищение.

Большое значение в гендерной социализации личности дошкольника имеет искусство. Оно заставляет работать мозг на повышенно эмоциональном фоне. Произведения искусства являются средством развития эмоциональной сферы ребенка. Знакомство с изобразительным искусством поможет воспитать в растущем человеке способность образного мышления, развить наблюдательность, зрительную память, воображение, научит чувствовать, удивляться, а значит, и познавать окружающий его мир. Все эти качества пригодятся человеку в любой сфере его деятельности. Важно, чтобы ребенок с нашей помощью серьезно относился к своим занятиям.

Произведения изобразительного искусства «наглядны» и не составляет, казалось бы, большого труда, окинув их взглядом, сделать моментальное заключение: «хорошо - плохо», «похоже – не похоже». Но для восприятия и оценки картины, скульптуры требуется специальная подготовка. Важно с малых лет дать почувствовать малышу радость от встреч с прекрасным, научить любить и понимать искусство, которое учит человека видеть, чувствовать, переживать.

Ребенок видит произведение искусства, восхищается им, ощущает форму, пространство, цвет, фактуру, композицию - задействовано правое полушарие, его эмоциональная сфера. Но в то же время, идет осознание увиденного, его осмысленное отражение, а это - работа левого полушария. Интересно, что мальчики быстрее осваивают художественный мир в целом, ориентируются в нем лучше, чем девочки, которых чаще всего интересует что-то конкретное, его детали. У мальчиков все происходит на уровне смысловых образований. У девочек - больше включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть эту красоту.

Очень важно наполнить пространственное окружение дошкольников с учетом гендерных особенностей их развития : репродукциями картин, малыми формами скульптуры, книжными иллюстрациями, фонотекой музыкальных произведений, доступных пониманию и восприятию детьми данного возраста и разного пола. Это обогатит чувственный мир мальчиков, поможет девочкам уловить и передать динамику и красоту «мира движений». Всё это способствует ещё и более гармоничному развитию, что позволяет ребенку наиболее полно проявить себя в современном мире, где мальчикам и девочкам приходится исполнять гораздо более сложные социальные роли, чем те, которые отводились мужчине и женщине много веков подряд.

Постараемся же понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Публикации по теме:

Наше творчествоНаше творчество Я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи (ОНР). Известно, что у таких детей слабо развита мелкая моторика рук,недостаточно сформированна.

Значение рисования для детей дошкольного возраста. Подготовка руки к письму[/b]. Важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой ручной умелости. Такое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников
Опубликовано: 26 января 2013 в 13:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД